Аргументы и Факты в Восточной Сибири №14 (412), 6 апреля 2005
http://aifvs.ru/nomer/413/03-1.shtml
Экономика
Сверху не слышно


    МЕНЬШЕ недели остается регионам на то, чтобы успеть подать свои замечания и предложения по Лесному кодексу. 10 апреля - последний срок. Замечания в большинстве своем сводятся к одному: такой кодекс принимать нельзя.
    НА ПОСЛЕДНЕЙ сессии депутаты Законодательного собрания Иркутской области дали отрицательное заключение на проект Лесного кодекса. И между прочим, не только нашего ЗС. Соседи - красноярцы, новосибирцы, далекие архангелогородцы - единодушно отвергли такой проект. Для Иркутской области, где каждый третий так или иначе связан с лесным бизнесом, жизненно важно, прислушаются ли там, "наверху", к протестам.
   Приехали вы в лес за грибами, а вас под белы рученьки...
    ЕСЛИ нет, все те леса, которыми мы до сих пор так гордились, по сути, перестанут быть "нашими" - новый Кодекс лишает региональные власти права управлять лесными ресурсами: распределять участки, следить за соблюдением правил лесопользования на уже арендованных участках. Все полномочия отойдут федерации. Обоснование такому шагу самое благое: пока местные власти остаются "сидеть" на раздаче участков, лакомые кусочки будут отходить тем, кто сумел лучше подмазаться к чиновникам. А вот в Москве все равно. Да еще аукционы как введем... Кто больше заплатил, тот и получил деляну. И получил не на 5 лет, а на 99. Однако депутаты ЗС уверены, что другие положения закона с лихвой компенсируют благость намерений. Геннадий Нестерович на сессии заявил, что такие непомерные сроки введут, по сути, частную собственность на леса. А ведь в Кодексе есть еще и такой пункт, который разрешает арендаторам ограничивать передвижение по участку посторонних. Проще говоря, приехали вы охотиться или за грибами, а вас под белы рученьки да и вон из леса. А что делать коренным жителям - тофам, эвенкам?
    Да и сами аукционы по принципу, кто больше дал, тот и хозяин, по мнению народных избранников, приведут всего лишь к скупке леса самым крупным бизнесом. Да еще спекулянтами, которые сами работать не будут, а сдадут деляны в аренду втридорога. При таких законах сотням малых и средних предприятий останется лишь ликвидироваться или уйти в глубокую тень. Сколько людей потеряет работу? Сколько денег потеряет бюджет? И очевидно, что региональные власти должны принимать участие в формировании условий предоставления в пользование природных ресурсов, осуществлять контроль за соблюдением условий природопользования и экологических требований.
    Есть и еще один (и даже не один) пункт, который вышибет из лесов сотни мелких пользователей: проект Лесного кодекса перекладывает расходы по охране лесов от пожаров, вредителей и болезней, лесопосадки на плечи арендаторов. Все это весьма затратные вещи даже для крупного бизнеса. А что и кому делать на тех участках, которые не удалось сдать в аренду? Не получится ли так, что заниматься лесным хозяйством там будет некому? Страшно подумать о последствиях пожаров, нашествиях вредных насекомых, болезней...
    Отметили депутаты ЗС и то, что внесенный проект Лесного кодекса содержит многочисленные противоречия. Его принятие потребует коренной переработки многих действующих ведомственных документов, разработки новых, утверждения их на уровне Правительства. В результате деятельность лесопользователей может оказаться надолго парализованной. В условиях правовой неразберихи переходного периода возможна вспышка нелегальных и полулегальных рубок и усиление хищнического отношения к лесу.
    Виктор Долгов, депутат ЗС и по совместительству лесопользователь, на той же сессии заявил, что сохранение частной собственности на лес да еще распространение этого права на иностранных граждан неприемлемо для Сибири и Дальнего Востока, которые испытывают жесткую экспансию со стороны соседних государств. Печальный опыт хищнического отношения черных лесорубов из-за рубежа есть у Приморья и Хабаровского края.
    Теперь остается ждать, как отреагирует центр на массированное ?фи? краев и областей. Между прочим, региональные власти минувшей осенью во время подготовки проекта предлагали поправки к Кодексу, но ?голос регионов не был услышан?.
    Кстати
    Новый Лесной кодекс не поддержали Красноярское краевое Законодательное собрание, Новосибирская областная Дума, депутаты Вологодской и Архангельской областей.
    Среди основных претензий все то же лишение регионов права распоряжаться лесами, введение аукционов в качестве единственного способа получить в пользование участок. А кроме того, в новой редакции документа есть пункты, которые формально позволяют участвовать в аукционах тем компаниям, которые в прошлом зарекомендовали себя с отрицательной стороны: например, не внесли положенные платежи.
    Особое мнение
    Хотя новый Лесной кодекс обвиняют в том, что он перекроет инвестиции в лесной комплекс, сами инвесторы, потенциальные в том числе, весьма умеренны в оценках. Они согласны с тем, что новый Кодекс значительно ?проредит? в лесу малый и средний бизнес. Причем пострадает больше средний. Малые предприниматели, вырубающие мелкие деляны, неинтересные для отраслевых гигантов, будут продолжать свою работу, пусть и не в таком колоссальном количестве. А вот среднему бизнесу придется серьезно раскошелиться в борьбе на аукционах. В кулуарах же финансовых организаций ходит негласное соглашение ограничить кредитование малого бизнеса лесной отрасли.
   

   Олег Тоцкий    
АиФ
© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская (http://www.swm.ru/)
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск (http://www.dsi.ru/)