МАЛО кто знает, что звание Герой Советского Союза учредили благодаря отваге иркутских летчиков: Ивана ДОРОНИНА и Маврикия СЛЕПНЕВА. За их подвигами следил весь мир - они вместе с другими летчиками спасали челюскинцев.
В ФЕВРАЛЕ 1934 года в Чукотском море после многомесячного дрейфа льдами был раздавлен пароход "Челюскин". На арктической льдине оказались 104 человека, в том числе 10 женщин и двое детей. Спасатели пытались пробиться к ним на собачьих упряжках, но безрезультатно. Западные газеты писали, что люди на льду обречены и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, мол, это только усугубит их мучения. Даже когда на помощь пришла авиация, многие говорили, что самолеты отправляют на верную гибель, их ждет обледенение, а каждая посадка на льдину является смертельным риском и зависит от счастливой случайности...
Но ни туманы, ни метели, ни сорокаградусные морозы не помешали советским летчикам спасти всех челюскинцев, совершив за два месяца свыше пятидесяти вылетов к месту кораблекрушения. В одном пессимисты оказались правы - летчики действительно смертельно рисковали. Самолеты из-за плохих погодных условий получали повреждения при посадке на импровизированную взлетную полосу во льдах. Так случилось и с машиной Маврикия Слепнева. Это был одномоторный мотоплан "Флейстер" с закрытой пассажирской кабиной, купленный у американцев специально для спасения челюскинцев. Но ас иркутского авиаотряда сумел починить свой самолет и забрать со льдины людей.
Иван Доронин для участия в этой спасательной экспедиции в сложнейших метеоусловиях совершил перелет в шесть тысяч километров из Хабаровска в Ванкарем - населенный пункт на Чукотке, откуда самолеты могли долететь до челюскинцев. Что коллега Слепнева по иркутскому отряду и сделал, спасая жизни потерпевших крушение людей... Именно в связи с успешным окончанием челюскинской эпопеи была учреждена высшая степень отличия - звание Героя Советского Союза. И первыми его получили семь летчиков, спасших челюскинцев, среди них Маврикий Слепнев и Иван Доронин.
|