Россериал

№10 (459), 8 марта 2006 года
Свежий номер Неужели Байкал не спасти? В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Тема номера

К нам с трубой придут...


   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   "Транснефти" дан зеленый свет. Нефтяную трубу разрешили прокладывать едва ли не по пляжам Байкала. Центральные СМИ объявили, что руководитель Ростехнадзора Константин ПУЛИКОВСКИЙ утвердил положительное заключение государственной экологической экспертизы. Значит, летом начнется строительство трубы. Правда, в самом Ростехнадзоре нам заявили: "Ждите официальной информации". МХАТовская пауза перед бурей...
   Пластилиновая комиссия
   БОЛЬШИНСТВОМ голосов комиссия по проведению экологической экспертизы одобрила первый этап строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". В 800 метрах от Байкала. Хотя еще в январе этого года комиссия не одобрила проект ТЭО. Основной акцент ставился на заниженную оценку сейсмической опасности участка трассы в районе Байкала. Отрицательное решение тогда поддержало 46 человек из 52. Экологи и общественность ликовали. Но радость оказалась преждевременной. Ростехнадзор зарубил результаты комиссии, так как они якобы не соответствовали требованиям федерального закона "Об экологической экспертизе" - имели нечеткие формулировки и были недостаточно обоснованны. Видимо, мнения ученых теперь мало, чтобы выводы стали убедительными.
   Проект ТЭО был направлен в "Транснефть" на доработку, а работа комиссии продлена на месяц. Причем Ростехнадзор добавил в ее состав еще 34 эксперта. Для равновесия "за" и "против". Желаемое было достигнуто. На этот раз "положительных" голосов стало гораздо больше.
   - Пока для положительного заключения не хватает 10 голосов, - сообщила нам еще 3 марта эксперт комиссии, ученый секретарь научного совета по Байкалу СО РАН Ирина Максимова. - Но поговаривают, что в Ростехнадзоре обсуждается приказ о сокращении экспертов комиссии. Тех, которые еще не определились. Уберут, например, 9 человек, и будет две трети голосов для положительного заключения. Причем подписать этот приказ должны задним числом.
   Ирина Максимова рассказала, что на членов комиссии постоянно оказывалось давление. Хотя ее это "счастье" обошло. Зато с другими, не определившимися, сотрудники Ростехнадзора проводили разъяснительную работу - вызывали к себе, уговаривали, убеждали в необходимости положительного заключения.
   Еще один эксперт Андрей Поярков, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова, рассказал, что многим членам комиссии вообще не сообщили о дате заключительного собрания. Кое-кого не удосужились известить, что он является экспертом. Знать-то это он должен, если имеет право голоса.
   Ростехнадзор ответит в суде
   - ЭТО неэтично, но не противоречит закону "Об экологической экспертизе", - прокомментировал действия Ростехнадзора старший партнер адвокатского бюро "Легат" Вячеслав Плахотнюк. - Просто в данном законе не прописан механизм непосредственной работы комиссии.
   Однако эксперты иного мнения. По словам Ирины Максимовой, нарушений федерального законодательства море. Взять хотя бы продление сроков проведения экспертизы. Согласно закону "Об экологической экспертизе" по своей инициативе Ростехнадзор имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии только в двух случаях: если нарушена процедура проведения экспертизы и если выводы заключения не соответствуют замечаниям экспертов. Ни того, ни другого в приказе федеральной службы не было.
   Еще одним нарушением Ирина Максимова называет разделение проекта трубы на три части не по направлениям науки, технологии и т.п., а по участкам трассы. То есть каждая группа изолированно рассматривала свой кусок проектируемого нефтепровода. Получается, что одной трети экспертов достался как раз район Байкала, который и вызывает споры. А большинство по двум другим участкам (до и после прохождения берега озера) спокойно приняли положительное заключение. В результате ни один эксперт в глаза не видел весь набор документов технико-экологического обоснования проекта нефтепровода. А новые члены комиссии вообще не успели (никак не могли успеть!) ознакомиться со всем проектом.
   Тех же, кто работал пусть и со своим "куском трубы" от начала и до конца, ввергают в недоумение те изменения, что внесла "Транснефть". Правки, видимо, кроились на скорую руку по предъявленным претензиям комиссии прошлого состава. Например, там, где было написано, что конструкции выдержат землетрясение силой в 8 баллов, цифру 8 просто заменили на 10. Легче легкого разобрались с утечками нефти. Если в прежнем варианте авторы проекта признавались, что в случае аварии в озеро попадет примерно 3 тыс. тонн нефти, то новый вариант проекта ТЭО безапелляционно заявляет: нефть вообще не дойдет до Байкала. При таких значительных поправках никак не изменена экономика проекта.
   - Суд будет в любом случае, - считает Ирина Максимова. - Нарушений предостаточно. Возможно, подавать иск будут эксперты. Хотя пусть лучше этим занимаются общественные организации.
   Но какие организации? Гринпис России пока не собирается судиться. Руководитель Байкальской компании Гринпис России Роман Важенков заявил, что сейчас организация просчитывает другие варианты. Один из них - юридически разрешить эту проблему на международном уровне. Поскольку "Транснефть" собирается занимать деньги на строительство в западных банках, то зеленые собираются применить все свое международное влияние и доказать европейским банкирам, что давать деньги на такое дело категорически нельзя. Учитывая, что за рубежом все помешаны на экологии, этот шаг может и принести свои плоды.
   Область ждет постановления Правительства
   АДМИНИСТРАЦИЯ Иркутской области заняла выжидательную позицию. По словам начальника департамента по охране окружающей среды администрации губернатора области Анатолия Малевского, с одной стороны, региональные власти поддерживают проект "Транснефти". Нефтепровод области нужен. Тем более, Президентом страны были даны указания всем федеральным структурам и области в том числе содействовать строительству трубы. Но способ и маршрут прокладки трубы у обладминистрации вызывают опасение.
   - Мы полностью разделяем мнение наших ученых и против того, чтобы нефтепровод проходил по берегу Байкала, - говорит Анатолий Малевский. - Сейчас мы ждем подписание постановления Правительства РФ об экологическом зонировании Байкальской территории. Проект этого постановления уже прошел все необходимые согласования и сейчас находится в аппарате председателя Правительства. Очень надеюсь, что в ближайшее время этот документ будет подписан. Согласно ему определяется водоохранная зона - 1,5-2 км от берега Байкала. Как только постановление будет подписано, все вопросы с "Транснефтью" разрешатся. Ее проект с 800 метрами от Байкала будет нарушать законодательство.
   По действующему Водному кодексу водоохранная зона Байкальской территории определяется 500 метрами. Не начнется ли очередная путаница, какой документ считать первостепенным? Да и будет ли в скором времени принят закон о Байкальской зоне? Если нефтяники сумели протащить выгодный для себя проект, с них станется затормозить и проект ненужный, уверяя, что современные технологии надежны и безопасны. Но как заметил Андрей Поярков, "какие бы прекрасные технические решения ни были разработаны, у Российской Федерации нет права рисковать озером Байкал. Это объект Всемирного наследия, он охраняется международной конвенцией и принадлежит всему человечеству".
   И еще: в Конституции черным по белому написано: "Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Народ в лице жителей Сибири и Дальнего Востока, в лице тех, кто подписал письмо Президенту, в лице российских ученых ПРОТИВ прокладки трубы в 800 метрах от Байкала. Почему же нефтяники и сытые московские чинуши плюют на "единственный источник власти"? Видимо, народ для них не указ. Видимо, нефтедоллары дают индульгенцию на такое наплевательство. А что же мы?

   3 марта в Иркутске прошла акция "Попей воды в последний раз" в знак протеста против строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Публичный протест поддержали общественное движение "Объединенный гражданский фронт", "Байкальская экологическая волна", депутат Законодательного собрания области Алексей Козьмин, а также многие жители Иркутска, которые подходили отведать воды "в последний раз".
   
   

    Елена Пшонко    
АиФ


Поздравляем!
Милые наши читательницы!
Тема номера
Неужели Байкал не спасти?
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
Регион
Подробности
Паводки грядут!
Новому региону нужны молодые лидеры
Политика
Школа самоуправления
Свет и транспорт для Катанги
Общество
Права есть, но женщины ими не пользуются
У Слаты широкий выбор и широкая душа
Праздник жысти
Люди
Энергичная, обаятельная, мудрая, с широкой душой
Фантом Кирлиана
Очень женская профессия
Обратная связь
Хочу рассказать о своем крае
Рыбацкие байки
Население об объединении
Спорт
На Ольхоне зарегистрирован рекорд
Задача перевыполнена
Байкалтур-2006
Фотофакт
Мишель Жиль опять сошел
Отдых
Красота за 10 минут


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск