Россериал

№22 (575), 28 мая 2008 года
Свежий номер В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Рек. на сайте
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Мир вокруг

Костюм шамана - панцирь и проводник


   Этим летом у иркутян и всех гостей областного центра появилась возможность увидеть предметы шаманского культа из коллекции Иркутского областного краеведческого музея. Собранная за долгие годы, она впечатляет. Первые шаманские костюмы поступили в музей в конце 19 века, а основная часть - в 20-30-е годы прошлого века. Всего в музее хранится 17 костюмов, 8 из которых представлены на выставке, открывшейся недавно.
   Шаманизм - целостная мировоззренческая система, определяющая, как должны строиться отношения человека и окружающего мира. Далеко не каждый мог стать шаманом. Одним из условий было наличие соответствующей родословной. "Сила" могла передаваться как по материнской линии, так и по отцовской, причём последнее было предпочтительней. Хотя бывали случаи, когда "шаманский дух" вселялся не в родственника, тогда и человек без родословной мог стать шаманом. Претендующий на эту роль должен был обладать хорошей памятью, интуицией, владеть гипнозом, знать шаманские мифы. Ещё одна особенность заключалась в том, что начало "пути шамана" было связано с появлением "шаманской болезни". На потенциального кандидата наваливались различные хвори, пока он не понимал своё предназначение и не принимал его. Шаман в течение своей жизни мог пройти несколько ступеней посвящения, каждый раз демонстрируя возросшую силу и умения.
   По облачению можно было определить, сколь могущественен шаман, на первой стадии посвящения получавший деревянную трость, на второй - бубен с колотушкой и корону, на третьей - железную трость и полное облачение и т.д. По некоторым данным, существовало до 9-ти ступеней посвящения. До таких высот доходили единицы.
   Костюм шамана много мог рассказать посвящённым в таинства этого древнейшего культа.
   По словам Ольги Чернявской, завсектором научно-фондового отдела Иркутского краеведческого музея, изучающей эту тему уже много лет, шаманский костюм изготавливали из шкур определённых священных животных. Затем на него нашивались изображения духов-помощников шамана, подвешивались различной формы колокольца (у эвенков, согласно поверьям, колокольчики во время путешествия шамана по разным мирам превращались в птиц и помогали ему). На грудь и на спину костюма, как панцирь, пришивались металлические пластины, оберегавшие шамана от враждебных духов.
   Облачение в среднем весило 5-7 кг, но некоторые образцы, дошедшие до нас, достигают массы 15 кг.
   Повествовал костюм и о том, с каким миром общался шаман. Перья орла, ястреба, изображения оленя, марала, лося - знаки общения с духами верхнего мира. Перья филина, совы, изображения медведя, выдры - свидетельство контактов с духами нижнего мира.
   Очень важно знать, что облачение шилось не по личному желанию или прихоти, а по особому внушению духа, который унаследовал шаман. Этот же таинственный дух становился духом-хозяином костюма.
   Любой шаманский наряд включал в себя все три мира - верхний, средний и нижний. Ведь шаман обязан был помогать своим сородичам и контактировать с духами всех трёх миров. На его мастерство полагались во многих трудных ситуациях, он камлал в случае болезни соплеменника (камлание - особый ритуал при общении шамана с духами, с помощью которых он посещал разные миры). Также после смерти человека шаманы помогали его душе перейти в нижний мир. Кроме того, они осуществляли ритуал испрашивания души ребёнка. Этот обряд проводился в бездетных семьях, дабы духи даровали детей. С помощью камлания просили хороший урожай, удачной охоты, исцеления. У шамана был целый сонм духов-помощников в виде так называемых онгонов - изображений и скульптурок птиц, зверей и даже людей. Считалось, что онгоны являются вместилищем духов умерших предков (домик для духа). Их изготавливали из дерева, камня, кости, металла, шкур, украшали перьями и бусинками. Духа кормили, обмазывая онгон жидкой пищей, одевали, прикрепляя кусочки ткани.
   На каждый случай был свой дух-покровитель: онгон кузнечный, оленеводческий, онгон - хранитель семейного очага, хозяин огня, женский или мужской.
   Фото из каталога "Шаманский костюм"
   
   

   Алёна САБИРОВА    
АиФ


Тема номера
Почём знания для студента?
вопрос
Вопрос-ответ
регион
Подробности
Ударные каникулы
Я не понимаю...
Возможно ли эхо китайской трагедии?
гость
Жизнь в режиме ЧС
криминал
Почерк как улика
спорт
Стрельба по "оленю"
Иркутяне завоевали золото Дельфийских игр
Сильные. Зоркие. Ловкие
конкурс
Умница-кокетка
мир вокруг
Костюм шамана - панцирь и проводник


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск