Где вы ДЕЛА минувших дней? Специалисты архивного управления Иркутской области бьют тревогу: около 20 тысяч обратившихся за справками в архивы в прошлом году не получило ответа. Причина - нет необходимых документов.
Абсолютное большинство обращающихся - это те, кто бьется за копеечную, но все же прибавку к пенсии. Пенсионное законодательство изменилось в очередной раз - потребовались сведения о стаже, зарплате и т.п. По словам Надежды Шестаковой, начальника архивного управления администрации Иркутской области, в последние годы число таких, так называемых социально-правовых, запросов удвоилось. В 2001 году архивы области выдали свыше 22 тысяч справок. Но! Столько же людей ушло ни с чем. Как же получилось, что в одном из богатейших за Уралом архиве, где хранятся более миллиона документов, треть из которых - дореволюционные, в архиве, где оставлен след едва ли не каждого известного человека России, начиная с ХVII века, не нашлось 20 тысяч документов 10-20-летней давности? А очень просто - их туда никто и не передавал.
Дела по личному составу (зарплата, стаж и т.д.) в архив попадают в порядке исключения. По закону только в том случае, если предприятие ликвидируется или меняет форму собственности, а вышестоящей организации, правопреемника или учредителя нет. Однако этот самый закон был принят только в 1998 году. А массовые реорганизации начались в конце 80-х. Специалисты с самого начала забили тревогу: если процесс оставить без контроля, документы просто выкинут на улицу, в будущем люди окажутся обездоленными. Так оно и вышло. Повально закрывались магазины, столовые, рынки, транспортные предприятия, лесхозы, НИИ... Мало кто удосужился подумать о судьбе своих сотрудников. Кто на волне перестроечной эйфории, а кто из принципа "концы в воду". Что-то, конечно, удалось сохранить. Тот же завод "Радиан" менял форму собственности с десяток раз, но "личный состав" оставил в целости. Что-то находили и забирали потом - из подсобок, подвалов, складов. Было дело, сотрудники архивного управления за делами (каламбур получился нечаянно) спускались, страшно сказать, в покойницкую одной райбольницы.
Хватились уже в году 1992-м. Приняли постановление об архивных документах по личному составу, определили правила их хранения. Начали создавать специальные хранилища. Первыми оценили ситуацию и откликнулись Ангарск, Шелехово, Черемхово, Усть-Илимск, Усть-Кут. Сейчас особых инцидентов там нет. А вот в областном центре взять ситуацию под контроль удалось только в 1998 году, когда закон Иркутской области об архивном фонде обязал вводить в состав любой ликвидационной комиссии представителя архива для передачи документов и решения вопросов о дальнейшем их хранении.
Не удивительно, что в архивное управление до сих пор приходят письма, вроде последнего, из Смоленской области (а ведь там в войну стояли немцы!): "Мои родные получили все выписки из документов, а от вас нет ответа, почему?" Сегодня управление тесно сотрудничает с регистрационной палатой, и если кому-то и удается миновать архив, то исключительно в обход закона. Более того, сегодня закон предусматривает административную ответственность таких уклонистов - до 70 МРОТ. Но злосчастный документальный провал приходится на предыдущие годы, а закон, как известно, обратной силы не имеет.
У Николая Ядринцева, известного журналиста прошлого, есть фельетон: архивист перед уходом на пенсию прощается со своим местом. Когда он зашел в архив, то к своему ужасу не увидел ни полок, ни бумаг - комната была полна людей. Сирая вдовица, подросток, старик - все тянули к нему руки. И он впервые понял, что всю жизнь работал не с бумагами, а с живыми людьми. И от сознания, что всю жизнь работал впустую, что ничем не смог этим людям помочь, архивист упал и умер. На самом деле, за каждой справкой стоит живой человек, его прошлое и будущее. И многим из них помочь еще можно. Архивное управление обращается с просьбой ко всем бывшим руководителям предприятий, бухгалтерам, секретарям - всем, кому известна судьба пропавших документов, сообщите о них специалистам управления по телефонам: 240-642, 240-297.
|
|