Из первых рук Существенных изменений в бюджетных отношениях между регионами и федеральным центром можно ожидать только через 3-5 лет. Об этом по селектору заявил заместитель Министра экономического развития и торговли РФ Аркадий Дворкович. По его словам, концепция бюджета на 2002 год сформирована и каких-либо корректировок уже не будет. Единственное, чем мог порадовать самый молодой (29 лет!) замминистра, это добавление в третьем чтении бюджета "существенных средств" на выплату бюджетникам новой зарплаты (по данным "АиФ", это 17 млрд. рублей, из которых Иркутской области достанется около 500 млн.). По мнению центра, подавляющее большинство субъектов РФ сможет при помощи этих средств осилить пресловутое повышение. Кроме того, правительство оставило некоторый резерв нераспределенных доходов, которые условно выделены на статью поддержки регионов. По итогам первого квартала, когда станет ясно, кому реально не хватает денег, этот резерв будет распределен именно туда, где он понадобится для повышения зарплаты бюджетникам.
Московский чиновник не преминул заметить, что денег не хватает не только Иркутской области. Нехватка средств на то, чтобы покрыть обязательства, установленные законами - общая беда бюджета. Поэтому приходится все обязательства, не только региональные, но и федеральные, инвентаризировать и сокращать, с тем, чтобы возможности совпадали с обязательствами. В региональных же бюджетах, по мнению Аркадия Дворковича, средств не хватает еще и потому, что они расходуются не только на приоритетные нужды, но и на разного рода инвестиционные программы, на субсидирование предприятий. На это, считает он, деньги совсем необязательно должны расходоваться из областного бюджета. Нужно привлекать частные источники поддержки.
Что касается серьезного изменения отношений центр - регионы, то Минэкономики планирует уже с 2003 года изменить формулы расчета распределения средств. Трансферты в региональные бюджеты зависят от налогового потенциала регионов и нормативов затрат на социальные цели. Но налоговый потенциал в этой формуле сегодня зависит не от прогнозных показателей производства, а от показателей двухгодичной давности. Если ситуация меняется в худшую сторону, в регионах возникает значительный дефицит ресурсов. По новой формуле расходы должны рассчитываться, исходя из прогнозных показателей, более приближенных к действительности. Таким образом, средства между центром будут перераспределяться с учетом трансфертов в пропорции 50х50. Кроме того, регионам постепенно будут передавать те источники налогов, которые были перераспределены в федеральный бюджет. Особенно перспективными Москва считает те налоги, которые еще недостаточно развиты: налогообложение малого бизнеса, недвижимости. Эти два источника могут сыграть существенную роль в повышении доходной базы регионального бюджета. Сейчас этот баланс выглядит примерно как 54 х 46 в пользу Федерации.
|
|