|
распечатать обсудить в избранное
|
Спорт |
Стать пилотом, не поднимаясь в небо
Покорить небо, сделать под облаками головокружительную петлю и обогнать стремительную птицу - в душе мечтает, наверное, каждый человек. Однако шанс очутиться за штурвалом летательного аппарата выпадает не каждому. Но настоящих энтузиастов не остановить, и они начали покорять небо... с земли. Вначале появились воздушные змеи, потом самодельные модели самолетов, ведомые нитью или миниатюрным двигателем. Так возник авиамодельный спорт, который в Иркутской области развивается давно и успешно.
В истории областной организации ДОСААФ вторая половина 50-х годов была знаковой. Весной 1956 года открылся авиационный спортивный клуб (АСК) вместо аэроклуба, закрытого во время войны, когда весь личный состав призвали на фронт. Начали работать авиамодельная, планерная и парашютные секции. Условия для занятий были жуткими - помещение клуба и областного ДОСААФ находились в деревянном одноэтажном бараке с печным отоплением. Несмотря на это, подготовка спортсменов шла. И уже на будущий год в областных авиамодельных соревнованиях участвовали
97 человек, представивших модели различных типов. Увлеченные небом люди приехали из Иркутска, Ангарска, Черемхова, Киренска и Нижнеудинска. А еще через год в иркутском небе появились первые радиоуправляемые модели.
Но в конце шестидесятых клуб опустел, так как остался без руководителя. Возглавить авиамодельный кружок попросили инженера-конструктора Иркутского авиационного завода Виктора Рябинина.
- Мне предстояло заново собрать ребят, которые что-то могли или хотели мастерить, - рассказал конструктор. - И я пошел по школам, рассказывал детям об авиамодельном спорте. В то время были популярны многие спортивные секции, такие как футбольные, хоккейные, конькобежные. Но все-таки мне удалось заинтересовать многих школьников, и авиамодельная лаборатория наполнилась ребятами, которые взяли в руки инструменты. Сформировался творческий коллектив, и началась упорная и кропотливая работа по усовершенствованию авиамоделей. Мы создавали свободнолетающие, резиномоторные, кордовые, радиоуправляемые модели самолетов, постоянно их дорабатывали. И за счет хорошей подготовки с начала 80-х годов наши спортсмены начали побеждать на соревнованиях. За десятилетие мы шесть раз становились чемпионами Сибири и Дальнего Востока, многократно - призерами и победителями чемпионата и кубка Советского Союза.
В 90-е годы финансирование авиамодельного клуба практически прекратилось, и выезжать на соревнования спортсмены (к тому моменту мастера и кандидаты в мастера спорта) не смогли. Более или менее ситуация начала выправляться в 1997 году, встала <эна крыло> областная федерация авиамодельного спорта.
- Занятия авиамоделизмом как-то отражались на дальнейшей судьбе спортсменов?
- Да, многие из моих единомышленников становились летчиками, авиационными инженерами и конструкторами. Сейчас шесть из них работают на Иркутском авиационном заводе. А Валерий Афанасьев, заместитель главного конструктора завода, до сих пор занимается в нашем клубе и участвует в соревнованиях. В 80-х годах мы встречались с легендарным авиаконструктором Олегом Антоновым. Помню, Олег Константинович сказал, что будь его воля, он собрал бы в своем бюро всех толковых авиамоделистов.
- Охотно ли идут к вам на занятия сегодняшние школьники?
- Сейчас ребят, желающих сделать что-то своими руками, стало меньше. А полетать многие предпочитают виртуально, на компьютере. Раньше специальность рабочего была не в загоне, отцы учили своих сынов что-то мастерить. Но и теперь без умелых рук не обойдется ни одно государство, и остались люди, которые это понимают. Один из моих самых старательных учеников родился в семье музыкантов, к нам в клуб его привела мать, оторвав от фортепьяно. Для ребят мы три раза в год проводим городские и областные соревнования. На них каждый может показать то, чего он добился за месяцы работы в лаборатории.
|
|
Григорий Сибагатуллин
|
|
|
[an error occurred while processing this directive]
|
|
|
|
|