Будущее сырьевого придатка?
ПЛАНИРОВАТЬ свое будущее - дело особенно популярное в начале года. Не успело завершиться совещание Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) с приглашенными федеральными чиновниками в Томске, как нечто аналогичное, но касаемое только Приангарья, прошло в Иркутске. А именно: экспертный семинар "Байкальский регион: стратегия развития, качество роста и региональная интеграция"
Что кроме Ковыкты?
НО НАРИСОВАННАЯ стараниями гостей картина особого оптимизма по поводу развития и роста вообще, не говоря о их качестве, не внушала.
- С теми полномочиями, которые у нас имеются, внутренний региональный продукт к 2010 году мы не удвоим, - заявила Ирина Думова, заместитель главы администрации Иркутской области. - У нас нет законодательных рычагов, чтобы привлечь инвестиции. Государство же со своей стороны тянет время и не дает согласия на развитие крупных региональных проектов. Неясно, например, кем, когда и как будет разрабатываться золоторудное месторождение Сухой Лог.
Сегодня нашему региону отводится роль поставщика сырья, в лучшем случае первичного передела на мировые рынки. А большая часть доходов с прибыли уходит в федеральный бюджет. Из-за этого за последние четыре года дефицит регионального бюджета вырос до 10%. Оставшихся средств Иркутской области не хватает для собственного развития.
Кстати, первичная обработка может оказаться под большим вопросом. На совещании МАСС в Томске уже звучали цифры, что уже в 2004 году из всей цветной металлургии региона прирост сумели сохранить только предприятия Иркутской области - 105%, все остальные дали сбой. Но эти предприятия живут неплохо за счет самых низких в России тарифов на электроэнергию. Однако реформа, которая предполагает уравнивание тарифов, приведет к повышению платы за электроэнергию. В первую очередь, от этого пострадают промышленные предприятия области. И при резком увеличении тарифов их развитие встанет под вопрос.
Пожалуй, единственный проект (но опять же сырьевой), от реализации которого в ближайшее время может выиграть Иркутская область - это Ковыкта. Сегодня тарифы на природный газ для предприятий России остаются ниже мировых стандартов. А это огромное преимущество перед странами-конкурентами. Но чтобы Ковыкта оправдала ожидания, надо выбрать вариант освоения. Восточный - предусматривает строительство газопровода в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, западный - направление поставок газа в европейскую часть России. На начальной стадии инвестиции по восточному и западному направлениям равны, в дальнейшем показатели расходятся в пользу трубы на восточное направление. Причем, по мнению специалистов, пик материального эффекта от газопровода придется на 2006-2007 и 2009-2012 годы и может стать "фактором ускорения экономического роста, необходимого для удвоения ВВП в масштабах всей России". Пока проект на стадии "достроим трубу до Саянска, а там видно будет".
Затяните пояса, развейте иллюзии!
ЧТО федеральный центр? Он, похоже, сам до конца не решил, как смотреть на все попытки регионов избавиться от "комплекса сырьевого придатка". С одной стороны, к нам вереницей тянутся правительственные чиновники и даже сам президент Владимир Путин проездом в Новосибирск заглянул с заявлениями о том, что для развития регионов нужно и должно стимулировать развитие инновационных технологий. С другой, и политики, и ученые однозначно дают понять, что замечания регионов, Приангарья в том числе, скорее всего не будут учтены. По заявлению Дмитрия Шеймана, заместителя директора Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития РФ, финансироваться будут только те проекты, которые совпадают с федеральными интересами. И то на первоначальном этапе эти проекты будут поддерживаться федерацией на 20-30%, затем доля будет уменьшена до 2-3%. Остальными точками роста в регионах правительство предполагает заняться через 5-7 лет (если страну не одолеет очередной экономический кризис). Успокоив, таким образом, буйство планов, замдиректора предложил отказаться от иллюзии, что проблемы области может решить Москва и в кратчайший срок разработать практически эффективный стратегический план социально-экономического развития, в котором будет учтена специфика региона.
Впрочем, и без подсказок областные власти предполагают создать свой стратегический план развития на 10-15 лет, надеясь таким образом повысить эффективность государственных расходов, а не заниматься их распылением. И привлечь инвестора из числа крупного бизнеса, который свои глобальные планы строит на десятилетия вперед, и без вложений которого экономика области развиваться не сможет.
|
|