|
распечатать обсудить в избранное
|
Тема номера |
Где быть Зимниаде, если не у нас?
СЕГОДНЯ, 23 февраля, откроется третья "Зимниада". Уже третья. А значит, вопросы из разряда: будет ли - не будет, проведут ли - не проведут в следующем году - отпадают. "Зимниада" прижилась, ее стали узнавать далеко за пределами Иркутской области. Встают новые вопросы: КАК пройдет следующий фестиваль зимних игр? Удастся ли сделать его узнаваемым и популярным на международном уровне? Лариса ЗАБРОДСКАЯ, заместитель главы администрации Иркутской области, считает, что звездный час "Зимниады" впереди и готовить его нужно уже сейчас.
- В ПРОГРАММУ "Зимниады" вошло около 30 мероприятий - от календарных спортивных соревнований до массовых гуляний. Но, говорят, изначально предложений было гораздо больше?..
- Предложений было не просто больше. В прошлую зиму мы буквально уговаривали турфирмы придумать что-то от себя, а в этот раз они сами предложили нам колоссальное количество турпродуктов, которые хотели бы включить в рамки фестиваля. И отбор получился очень жестким. Во-первых, мы - штаб и оргкомитет ?Зимниады? - оценивали безопасность проекта. Веселье, азарт, лед и солнце - это только фасад соревнований. А за кулисами - надо определить подъездные пути, толщину льда, сколько людей может присутствовать, как им подойти, где припарковаться, где будут вертолеты МЧС, где снегоходы, где охрана? Во-вторых, зрелищность. Был, например, среди предложений переход по льду Байкала на горных велосипедах. Казалось бы, здорово. Мы очень долго обсуждали и решили, что, наверное, это на самом деле замечательно, но участвовать будет максимум 25-30 человек. Для зрителей это не очень зрелищно и не очень интересно. А чтобы проложить путь, обеспечить безопасность, сопровождение - усилия приложить придется колоссальные. Ну и, в-третьих, оценивали массовость. Ведь чем больше людей смогут поучаствовать в качестве игроков или зрителей, тем лучше - для этого ?Зимниада? и затевалась. В тот же снежный волейбол сможет поиграть почти каждый - собрать команду из друзей, например. Или отправиться в Тальцы на Масленицу. Там будет народная ?Зимниада?: чемпионат по снежкам, взятие снежной крепости, катанья с горок наперегонки - чья команда быстрее скатится.
Или взять, к примеру, туристические проекты вроде ?Меридиана 105?. Там будут соревнования радиолюбителей, но там будет и программа для туристов. Ты покупаешь путевку, платишь деньги, и тобой занимаются по полной программе. Везут на санях (на собаках, на оленях, на лошадях, что там будет ходить), заводят в ледяной домик, поят чаем, учат морзянке. Ты отстукиваешь что-то, связываешься, например, с Японией, передаешь сообщение и уезжаешь страшно довольным. Такой фестиваль - это не просто спортивные состязания, это еще и возможность туркомпаниям ?обкатать? новые продукты. Грамотно создать индустрию туризма, увидеть и понять, что пользуется спросом, что нет. Когда мы впервые приехали на ледовую станцию, выяснилось, что все хотят не чай, а глинтвейн. Почему в следующий раз не сделать глинтвейн?
- Лариса Иннокентьевна, вы так заразительно рассказываете о грядущем фестивале, а у меня на языке вертится каверзный вопрос: вся страна пытается освоить монетизацию льгот, а мы тут праздники устраиваем. Ко времени ли?
- Вообще-то областная администрация финансово участвует только в двух направлениях фестиваля - информационном освещении и обеспечении безопасности. Все остальное - это самостоятельная работа туркомпаний и спонсоров. И потом, вот мы с вами говорим, что власти должны отвечать за социальные льготы, за то, за другое. А ведь людям не только льготы нужны. Удивительно, но ?Лыжня России? показала, какой страшный дефицит общения мы все сегодня переживаем. Раньше эта потребность локтя восполнялась демонстрациями. На них ходили семьями, с детьми, дружескими компаниями, коллективами, наконец. Конечно, колонны формировали в добровольно-принудительном порядке. Но сегодня и этого нет. А на лыжню 14 тысяч человек пришли добровольно! Это совсем другой уровень. И если вы были, - наверно, почувствовали, какая радость там витала! Я думаю, такие мероприятия должны быть традиционными. Людям приятно жить в ожидании приятного события. Невозможно жить, предчувствуя только гадости.
- СЕЙЧАС модно говорить о качестве жизни. Так вот я считаю, у власти должна быть еще одна задача, которую все как-то упускают из вида, - формирование параметров качества жизни. ?Зимниада? - это и праздник. Это и ожидание праздника. Нам ведь нравится жить в ожидании чуда? Это и возможность почувствовать гордость за себя, за свою землю - когда ты видишь, как со всей страны, из других стран приезжают люди посмотреть на твои леса, твой Байкал, в какой восторг приезжих приводит то, что сам ты раньше не замечал. И вот ты уже так просто не махнешь рукой: ?А ну его, Иркутск, пора в Москву линять?. У имиджевых мероприятий вроде ?Зимниады? на самом деле далекий прицел.
Игра на стабильность
- А БЛИЖАЙШИЕ цели?
- А если вспомнить, как родилась ?Зимниада?, станут понятны ближайшие цели. В Москве проходил клуб сенаторов, и заместитель министра экономики и развития заметил что-то вроде: ?Отчего такой ажиотаж вокруг Байкала? Да, конечно, это узнаваемый бренд, но ведь ваш Байкал - это сезонная штучка?. И правда, если оглянуться года на два назад, хорошо видна разница: летом у нас все базы, все теплоходы расписаны не по дням - по часам. А как начинается зима - у нас проблемы. Значит, летом путевки раза в полтора дороже, чем могли бы быть, ведь фирмам надо еще и зиму пережить. И родилась мысль: так не пойдет, давайте устраивать имиджевые мероприятия, привлекать туристов именно в холодное время. И прошлой зимой у нас были заняты все гостиницы в Иркутске и все окрестные турбазы! Впервые! Теперь мы начинаем играть на стабильность. Мы говорим: ?Зимниада? будет каждый год. Мы называем точную дату начала - 23 февраля, но ведь первые мероприятия начинаются гораздо раньше. И шоу продолжаются еще долго после официального закрытия 8 марта. Мы работаем на то, чтобы здесь люди задерживались дольше. В минувшем году турпотоки выросли на 30%, в большей степени за счет зимы.
В этом году было создано федеральное агентство по туризму, и его руководитель, зная уже о ?Зимниаде?, прислал официальное письмо с просьбой рассмотреть возможность организовать в рамках ?Зимниады?, в рамках выставки Байкал-тур, совещание по туризму двух федеральных округов - Сибирского и Дальневосточного. Это же здорово! Сегодня они посмотрят на ?Зимниаду?, завтра примут в ней участие. Можно уверенно говорить, что марка ?Зимниада? уже звучит на всероссийском уровне.
Без робости
- ТОГДА возьмем выше - международный уровень. Приходилось слышать от туроператоров, что ?Зимниаду? сложно рекламировать на зарубежных выставках, потому что презентация зимнего сезона в туристическом бизнесе проходит в июле-августе. В это время известны разве что сроки следующей ?Зимниады?, а что там будет за программа - бог ведает...
- В прошлом году мы на закрытии Зимниады анонсировали основные мероприятия 2005 года. Но сделали это, пожалуй, слишком робко. С другой стороны, в прошлом году участвовали в ?Зимниаде? 8 стран. В этом году - 15. И главное! 15 марта в Германии откроется крупнейшая, пожалуй, самая важная туристическая мировая выставка. И мы сейчас там делаем стенд - стенд ?Зимниады?. 8 марта традиционно подведем итоги, и все мероприятия, которые ?откатаем? в этот раз, уже 15 марта будут представляться в Берлине на выставке. Мы будем открыто рекламировать: ?С 23 февраля по 8 марта 2006 года мы ждем вас на ?Зимниаду-2006!?
Мы еще учимся. Но учимся много и старательно. Ведь на основе ?Зимниады? мы создаем новую отрасль - туристическую индустрию. Для нас это очень важно. Потому что туризм - это малый бизнес, это то, что никогда не отберет центр. Это налоги, это занятость, это рабочие места. А если отвлечься от вопросов развития, мне кажется, что на Байкале и мог родиться этот праздник - ?Зимниада?. Ну где ей быть, если не здесь, не у нас?
|
|
Екатерина ДЕМЕНТЬЕВА
|
 |
 |
[an error occurred while processing this directive]
|
 |
|
 |
© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск |
|