Россериал

№22 (523), 30 мая 2007 года
Свежий номер Факты. События. Люди. В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Регион

Меняем областной центр на агломерацию


   В России наступает время амбициозных проектов, смелых решений и креативных подходов к преодолению насущных проблем. И, пожалуй, одним из самых ярких проектов такого рода в нашей стране является создание агломерации на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова. Ещё недавно объединение этих трёх городов казалось фантастикой. Прошёл всего год, а ситуация кардинально изменилась - проект скоординированного развития трёх городов обсуждается на самых разных уровнях, включая правительство РФ.
   О ТОМ, как создать город-миллионник на востоке России, говорят политики, представители власти, бизнеса, общественность. Этой теме был посвящён и круглый стол "Агломерация: развитие и перспективы", который недавно организовала редакция нашей газеты совместно с Фондом регионального развития Иркутской области. В разговоре приняли участие заместитель директора Департамента жилищной политики, коммунальной инфрастуктуры, транспорта и связи Иркутской области Иосиф Рафаелян, вице-президент Торгово-Промышленной палаты Восточной Сибири Анатолий Стерхов, президент Группы компаний "Радиан" Валерий Труфанов, генеральный директор ЗАО "Управляющая компания "ВостСибСтрой" Виктор Ильичёв, исполняющая обязанности начальника Департамента экономики Иркутской области Марина Петрова, генеральный директор "АиФ в Восточной Сибири" Алевтина Дубовцева.
   Метро для Иркутска - утопия
   - КАК известно, одна из самых насущных проблем не только для России, но и для Иркутской области - развитие инфраструктуры и, прежде всего, дорог. Бюджетных денег на это остро не хватает. Как выход предлагается строительство платных дорог. В рамках агломерации обсуждаются подобные проекты?
   Иосиф Рафаелян:

   - Платные дороги строятся как альтернатива существующей дорожной сети, но никак не вместо. И чтобы понять, нужно это или нет, необходимо изучить загруженность существующей дорожной сети. Как правило, такие проекты реализуются в рамках государственно-частного партнёрства с привлечением инвестиций. На сегодняшний день мы не можем сказать точно о том, что в ближайшие два-три года у нас появятся платные дороги. Это вопрос будущего. Что касается агломерации, в первую очередь надо подумать, как улучшить условия перемещения из одного города в другой. Есть предложение пустить скоростной трамвай по маршруту Иркутск - Ангарск. Но здесь существует проблема: новый вид перемещения должен вписаться в существующую систему общественного транспорта. А у нас трамвайное хозяйство - на уровне 50-летней давности. Технология строительства с того времени не изменилась. Поэтому в первую очередь предстоит решить вопрос реконструкции существующих трамвайных путей. А между Иркутском и Шелеховом целесообразнее было бы пустить троллейбус. Поскольку до микрорайона Синюшина гора (практически до самого конца) ходит этот вид транспорта, троллейбусный путь вполне можно продолжить и дальше - до Шелехова.
   - В разговорах об инфраструктуре агломерации, как правило, подразумевается развитие наземного транспорта. А почему никто не задумывается о строительстве метро? Может быть, это было бы целесообразнее, с учётом того, что агломерация будет занимать территорию размером с пол-Москвы.
   Валерий Труфанов:

   - Выскажу мнение обывателя: метро для Иркутска - это утопия. Во-первых, это очень дорого. Во-вторых, мы живём в сейсмичной зоне. В-третьих, расстояние между городами очень небольшое, да и в целом территория агломерации получается не такая уж большая. Её нельзя сравнивать ни с Москвой, ни с Новосибирском. Кстати, в крупных не столичных городах (в том же Новосибирске или Самаре) метро не востребовано. Ставку нужно делать на наземный транспорт, причём индивидуальный - такова тенденция. Нам нужны широкие проспекты, места под стоянки автомобилей. Убеждён, что со временем доля общественного транспорта сократится, и это нужно учитывать уже сейчас.
   Виктор Ильичёв:
   - Поддерживаю эту точку зрения. Если вкладывать инвестиции в строительство платных дорог, то они себя быстро окупят. О метро такого невозможно сказать.
   Марина Петрова:

   - Несмотря на то, что при агломерации получается город-миллионник, этой численности людей не хватит для загруженности метро, поэтому его строительство экономически не целесообразно. В ближайшее время областная администрация будет заниматься проектом развития наземного транспорта.
   Долой "страусиную" политику!
   - С СОЗДАНИЕМ агломерации связываются надежды на решение жилищного вопроса, поскольку речь идёт о необходимости возведения большего объёма жилья. Станет ли оно доступнее для населения? Что будет с ценами? Какие районы станут самыми дорогими и престижными в новом Иркутске? Пока мы наблюдаем тенденцию роста спроса на земли вдоль Байкальского тракта.
   Анатолий Стерхов:

   - В любом большом городе есть более престижные районы, а есть менее. Так будет и в агломерации. Что касается сегодняшнего дня, то можно констатировать: стоимость квартир в Иркутске, Ангарске и Шелехове постепенно уравнивается. Цены на недвижимость поднялись везде. И возможно, кроме Байкальского тракта, появятся новые перспективные зоны жилой застройки.
   Валерий Труфанов:
   - Губернатором поставлены серьёзные задачи по строительству жилья. К 2010 году мы должны выйти на объёмы строительства 1 млн кв. метров в год. На мой взгляд, это очень сложная задача. Во-первых, покупательная способность у нас низкая. Ипотека многим не по карману. Могу привести такие данные: чтобы взять кредит на 2 млн рублей на строительство жилья, нужно иметь официальную зарплату в 75 тыс. рублей! Во-вторых, возможности инфраструктуры низкие. Под землёй находятся трубы, которым больше 60 лет. У муниципалитетов не хватает средств, чтобы их реконструировать. А под тяжестью новых построек эта инфраструктура не выдержит. Впрочем, у Иркутской области есть немалый плюс по сравнению с другими регионами: своя энергосистема и самая дешёвая в России электроэнергия. И эти вопросы понятны и находятся в приоритете администрации Иркутской области.
   Виктор Ильичёв:
   - Считаю, что создание агломерации вряд ли скажется на сфере строительства. Сохранится тенденция, при которой наибольший рост объёемов строительства жилья будет обеспечивать Иркутск. По итогам прошлого года в областном центре сдано порядка 300 тыс. квадратных метров жилья, в Ангарске порядка 25 тыс. квадратных метров. Несмотря на то, что город нефтехимиков развивается быстрее, чем Иркутск. Вообще же, я считаю, что развитие нашего города пойдёт в сторону Байкальского тракта. Конечно, региональные компании могут строить больше, нежели сейчас. Но камнем преткновения, действительно, является неразвитая инфраструктура или полное её отсутствие. Ещё один отрицательный фактор - нехватка земельных участков под застройку. К тому же у нас слишком много ветхого жилья, а его снос чреват социальным недовольством.
   Алевтина Дубовцева:

   - В Зеленограде нашли свой выход из такой же ситуации: в центре города сносятся старые дома, где большая часть - развалюхи, и на их месте возводятся высотки в 14 и более этажей. Нет никакого социального взрыва, наоборот - все довольны и счастливы.
   Виктор Ильичёв:
   - До недавних пор под снос ветхого и аварийного жилья из федерального центра средства практически не выделялись. Деньги (весьма небольшие) направляются из областного бюджета. Поэтому необходимо привлекать инвестиции. И конечно проблемы вряд ли удастся решить точечной застройкой - это понимают и строители, и областные власти. Нужно возводить жильё микрорайонами, это перспективнее. Надеюсь, к 2010 году у нас начнётся микрорайонная застройка.
   Марина Петрова:
   - Хочу отметить, что в областной администрации разработан новый вариант программы модернизации коммунальной теплоэнергетики, где предусмотрены вопросы развития инженерной инфраструктуры, в том числе и муниципальных образований формируемой агломерации. Кроме того, мы готовим земельные участки под строительство, так что работа в этом направлении ведётся.
   - Земельные участки под застройку выставляются на торги, в которых могут принимать строительные компании из других городов, в частности, из столиц. Смогут ли наши компании конкурировать на уровне? Или есть вероятность, что они останутся за бортом?
   Иосиф Рафаелян:
   - Федеральные строительные организации в Иркутск не приедут. Все делается по-другому: они участвуют в конкурсе, если выигрывают - нанимают на условиях субподряда местные строительные компании. Но лучше поддерживать своих, поскольку наши компании платят налоги здесь, на месте, и таким образом пополняют бюджет нашего региона, а не Москвы или Санкт-Петербурга.
   Валерий Труфанов:
   - Риски остаться за бортом есть, причём это касается не только рынка строительства жилья. Но мы не сможем отгородиться от финансовых вливаний столичных компаний. Но есть и посерьёзнее риски: мы вступаем в ВТО, и многие наши рынки будут открыты для зарубежных компаний. Так что кроме москвичей у нас могут появиться и китайцы. Поэтому региональной власти надо создавать такие условия, чтобы конкуренция была справедливой и, в то же время, чтобы достигалась главная и конечная цель - повышение благосостояния жителей нашего края. И если в борьбе денег выигрывает человек - приход иногородних компаний имеет смысл. Пусть строят лучше и дешевле, чем региональные строители - что в этом плохого? Кстати, я слышал, что на конкурсах по земельным участкам под застройку выигрывают в основном ангарские или иркутские строители, и только 1% приходится на иногородних. И это вселяет оптимизм. Хотя есть опасения, что федералы могут вытеснить местные строительные организации. Но играть в "страусиную" политику - значит, себя обманывать. Надо соответствовать уровню московских компаний. У нас другие мозги? Или российское образование не позволяет конкурировать с новосибирцами? Да, ерунда это всё. Нужно расти самим, и региональные власти должны поддерживать своих производителей в этом стремлении.
   Иосиф Рафаелян:
   - Здесь надо разделять инвесторов и просто компании. Когда бизнесмены готовы вкладывать деньги в строительство жилья - это, конечно, приветствуется областной администрацией. Были случаи, когда федеральные компании выигрывали конкурс и потом перепродавали местным компаниям земельные участки, соответственно, по более высоким ценам. Такого быть не должно.
   Валерий Труфанов:
   - На прошедшем Ангарском экономическом форуме были озвучены страшные цифры: в Москве одна компания у другой покупает долги наших предприятий за триллионы рублей и миллиарды долларов. Доли процентов от стоимости предприятия, которое прошло по торгам - это 300% программы инвестиций города. Эти деньги (а также часть средств, выделяемых на реализацию крупных проектов, таких, как создание ядерного центра на базе АЭХК) должны работать на развитие инфраструктуры.
   Виктор Ильичёв:
   - Как только появляются крупные федеральные проекты (и деньги под них), за ними следом в регион идут федеральные строительные структуры, которые эти средства и осваивают. Об этом забывать нельзя, и мы от этого никуда не денемся. Что касается иностранных компаний, то приход их (кроме китайцев) пока маловероятен. Так что мне мало верится, что иногородние компании вытеснят местных строителей с рынка.
   Не стоит торопиться с чайнатаунами
   - СТРОИТЕЛЬСТВО жилья и дорог в рамках агломерации привлечет кадры из Поднебесной и Средней Азии. Кроме того, к нам едут соотечественники из стран СНГ. Стоит ли опасаться наплыва мигрантов в наш регион? Не приведёт ли это в будущем к ассимиляции местного населения?
   Валерий Труфанов:
   - От мигрантов мы не построим никакую стену. Наоборот, надо повернуть во благо и процветание региона привлечение наёмной рабочей силы из-за рубежа. Однако нужно ещё учесть такой момент: в скором будущем Иркутская область станет центром нефтяной и газодобывающей промышленности Восточной Сибири. Как правило, люди, занятые в этих отраслях, имеют высокую заработную плату. Поэтому надо создавать условия, чтобы на Ковыкту или Верхнечонку прилетали люди не из Тюмени, а из Иркутска или Ангарска, чтобы их дети учились в Приангарье, чтобы нефтяники и газовики оставались здесь.
   - В Ангарске неоднократно озвучивалась идея о строительстве чайнатауна. В городе нефтехимиков собираются строить совместные предприятия. И, естественно, потребуются не только российские кадры, но и зарубежные.
   Валерий Труфанов:
   - С чайнатаунами я бы советовал не торопиться, поскольку у нас ещё сохраняется безработица. Поэтому надо использовать свой кадровый потенциал. Вообще же миграционными процессами надо научиться управлять - все успешные, экономически развитые страны научились грамотно распоряжаться трудовыми ресурсами.
   Анатолий Стерхов:
   - Ещё Рузвельт сказал: богатство страны определяется не ресурсами, а умением ими правильно распорядиться.
   Марина Петрова:
   - В плане миграционного потока у нас не такая угрожающая ситуация, как в соседних регионах. Ежегодно в область разрешено ввозить порядка 6 тыс. трудовых мигрантов. Понятно, что это официальные данные по иностранной рабочей силе. На самом деле эта цифра гораздо больше. К тому же у нас в регионе существует огромная потребность в рабочей силе. С другой стороны, нам нужны свои специалисты. Поэтому мы составляем заявки в учебные заведения по подготовке людей по профессиям, в которых наблюдается дефицит.
   Сырьевая база или опорный регион?
   - НА ВАШ взгляд, поможет ли агломерация стать опорным регионом, либо область останется сырьевым придатком, поскольку её ресурсами будут пользоваться федеральные или зарубежные крупные компании?
   Марина Петрова:
   - Почему СМИ всё время пытаются столкнуть лбами регион и федералов? Инициатива области по созданию на базе трёх городов постиндустриального центра поддержана федеральными властями. У нас стоят общие задачи и цели. Проект агломерации поможет привлечь инвестиции, в том числе и государственные, на решение этих задач.
   Виктор Ильичев:
   - Считаю, что агломерация не изменит статус Иркутской области - мы так и останемся центром добывающей промышленности. К сожалению, о переработке сырья в ближайшем будущем мы говорить не можем. Почему? Сказывается и неразвитость логистических схем, и отсутствие соответствующих мощностей.
   Валерий Труфанов:
   - Агломерация - это одна из правильных постановочных задач. Но её одной недостаточно. Хорошо, что это понимают в администрации Иркутской облати. Поскольку нужно заниматься столь же активно и привлечением кадров, и развитием собственной ресурсной базы. Первые шаги в этом направлении уже делаются - я имею в виду ориентир на глубокую переработку древесины. Так что начало положено. Но опять же - не стоит забывать, ради чего всё это делается, - и агломерация, и развитие производств, и создание инфраструктуры. Главное, о чём мы должны думать, - это благо людей. Все остальные задачи должны подчиняться именно этой цели.
   Цифры
   Основные транспортные инвестиционные проекты агломерации:
   ??скоростная безостановочная автомагистраль Ангарск - центр Иркутска - Листвянка. (138 км). Объём инвестиций: 18 980,7 млн рублей, срок реализации 2008-2012 гг.;
   ? автодорожный обход магистрали М-53 г. Иркутска. Объём инвестиций: 4080 млн рублей, срок реализации 2008-2010 гг.;
   ? строительство автобанов к новому аэропорту Иркутской агломерации. Объём инвестиций: 2878 млн рублей, срок реализации 2009-2012 гг.;
   ? скоростная безостановочная автомобильная магистраль Шелехов - Иркутск. Объём инвестиций: 1240 млн рублей, срок реализации 2014-2015 гг.
   
   

       
АиФ


Тема номера
Счастье из пробирки
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
регион
Подробности
Меняем областной центр на агломерацию
Экономика
"Зелёный свет" для городских дорог
Кто оживит ремёсла?
гость
Леди-закон
отдых
Виват, Иркутск!
Я еду к морю
поздравляем
Слово мэра
Байкальская пресса раздала "слонов"
мир вокруг
Дефиле эпохи Чингисхана
Вороные Средневековья
Иль я Муромец?


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск