№17 (570), 23 апреля 2008 года
Свежий номер В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Гость редакции

Протоиерей Владимир Килин: Право на порок надо ограничить


   Бог - единица, мы - нули. Когда мы ставим себя перед Ним, мы принижаем Его значение, когда же за Ним, то увеличиваем и Его, и себя. Мудрость эта, высказанная российским журналистом Степаном Балакиным, особый смысл обретает в Страстную Седьмицу, которая предшествует самому великому православному празднику - Пасхе. Накануне Светлого Воскресения о самом главном - о вере, о детях, о жизни - мы беседуем с настоятелем православного Свято-Троицкого собора отцом Владимиром (Килиным).
   - Удивительно, но факт: Пасху отмечают даже люди, далёкие от веры. В чём секрет такой "светской" популярности глубоко религиозного праздника?
   - Почитание Пасхи светскими людьми - это здоровый атавизм. Слава Богу, это так глубоко заложено, что не вытравишь десятилетиями забвения. Но причина ещё и в том, что человек ищет праздника осмысленного, пусть и не до конца понятого. Вот пишут: в нашей жизни так мало праздников. Да как же мало?! То День святого Валентина, то Патрика, то ещё что-то в этом же духе с фейерверками. Их много, но содержательно они пусты. К примеру, праздник торгового работника - что он может дать душе? Что в такой день праздновать - непонятно. А церковные праздники пробуждают ту самую невостребованную часть нашей личности, которая тянется к свету. И в нашей культуре это заложено. Церковные праздники уступают в массовости народным гуляниям, и слава Богу. Зато они неискоренимы. Они множат любовь среди людей. Человек, с которым рядом ты только что пел "Христос Воскресе", вряд ли после этого будет тебе врагом, а может, и братом станет. На Пасху не первый год замечаю: как будто свет меж людьми бродит. Даже в самых "скандальных местах", в ЖЭКах, например, будто светлее становится.

   Сказка про 12 молодцев
   - Русская Православная Церковь возрождается, крепнет. А стали ли наши люди в результате духовнее, чище, нравственнее за последние годы?
   - Количество соблазнов, как и количество грехов, не изменилось со времён Адама и Евы. Но сегодня ослабевает наше сопротивление соблазнам. Русский язык отразил эти печальные перемены: в церковной лексике слова "соблазн", "прелесть" имеют негативную окраску, а в светском языке они приобрели прямо противоположный - позитивный - характер. Общество наше не стало ни духовнее, ни бездуховнее. А вот проявления общественной жизни далеко не всегда радуют. Посмотрите на нашего могучего соседа - Китай. При всех удивительных политических вещах, которые там происходят, идеология общества - отношение к труду, к детям, к родителям - со времён Конфуция не переменилась ни на йоту. И неважно, ходят они в храм или нет - важно другое: есть незыблемые вещи, семейные устои. А мы это утратили. Люди не бывают более или менее духовными - человечество нисколько не переменилось за последние две тысячи лет. Мы остались точно такими же - удобонаклонными к греху, но готовыми ко спасению во Христе. Вопрос в другом. Есть русская сказка про 12 молодцев, каждый из которых вызывался для преодоления какой-то одной беды. В нынешнем положении мне представляется, что для решения наших проблем вызваны не самые лучшие из молодцев.
   Про любимое оружие дьявола
   - Православную Церковь нередко обвиняют в попрании прав человека. Например, ставится в вину непримиримое отношение к некоторым социальным явлениям. Стоит ли так воинственно клеймить тех, кто имеет, к примеру, нетрадиционную сексуальную ориентацию?
   - Так называемая либеральная общественность видит в этом попрание прав. На это я могу сказать следующее: да, я - за попрание прав человека, который прилюдно матерится, за попрание права на пропаганду гомосексуализма. За по-пра-ни-е! Это не касается права на жизнь, на дыхание. Но право на порок, на глумление должно быть ограничено. Да, наверное, каждый человек имеет право высказать свою позицию по любому вопросу. Но важно, чтобы его точка зрения была продиктована сколько-нибудь значимым общественным побуждением. К сожалению, у нас сегодня большинство общественных акций в защиту свободы совести определяются незаявленными целями. Как известно, любимое оружие дьявола - подмена. Так испокон веков было. И тут тоже происходит подмена - выдать частное за общее, права гомосексуалистов за права всех униженных и оскорблённых. А я, например, возмущен попранием прав наших инвалидов. Мы в храме сделали специальные пандусы, чтобы они могли на инвалидных колясках подниматься в храм. А ведь в большинстве присутственных мест этого нет. И здесь я искренне возмущён, потому что это попрание права человека на полноценную жизнь, на возможность молиться, учиться, купить себе хлеб. А покушение на право блудить я считаю допустимым.
   -Есть вещи в нашей жизни, которые вас, как лицо духовного сана, радуют?
   - Конечно! Я не устаю удивляться появлению в городе Ангарске правословного храма - нашего Свято-Троицкого собора. Когда начинали его возведение десять лет назад, у меня не было уверенности, что доживу до окончания этого строительства. Однако же это случилось. Это чудо для меня. И важно, чтобы такие очевидные вещи нас не переставали радовать. Или, допустим, возможность открыто, не боясь поставить рядом на полку книги Пушкина, Набокова и Солженицына. Меня это радует. И то, что у нас эта свобода появилась - чудо, праздник. Я начал ходить в храм более-менее регулярно в ту пору, когда молодой человек в стенах церкви выглядел инородно. А сейчас у нас ребятни на причастие более сотни человек собирается. Я уж не говорю про нашу православную школу да и вообще про возможности духовного образования в Иркутской области. Наш регион - один из самых "продвинутых" в плане православного образования - есть пять учебных заведений этой направленности: два в Иркутске, по одному в Ангарске, Усть-Илимске и Братске. Между прочим, в Кемеровской области первая православная гимназия открылась только в феврале этого года. Так вот эти чудеса мы не замечаем, зато ложные страхи...
   Напрасные страхи
   - Кстати, о страхах. Многие опасаются преподавания основ православной культуры в рамках светской школы. Как вы считаете, нужно ли это?
   - На мой взгляд, совершенно необходимо! В минувшие 15-20 лет наше образование утратило одну из важнейших вещей - представление о том, кого мы хотим вырастить в стенах школы. В прежние времена говорили, что воспитываем гармоничного человека, сейчас речь идёт о выращивании будущего высококвалифицированного специалиста. О человеке как о личности речь не идёт. И это пагубный подход.
   И ведь мы уже пожинаем горькие плоды: поколение школьников 90-х годов - наиболее проблемное. Именно среди этих молодых людей трудно найти добросовестных работников, военнослужащих, именно из них не удаётся ни одной партии, ни одной общественной силе собрать сколько-нибудь цельное молодёжное движение. Поэтому сегодня совершенно необходимо войти в школу с богатым арсеналом и опытом, накопленным Церковью. Продиктовано это простой озабоченностью духовным здравием наших детей и, в конечном счёте, выживанием нации. Потому что дитя, которое с детства обделено пониманием добра, прощения, любви, - это заведомо компрачикос, духовный уродец.
   Процесс по вхождению церкви в школу длится довольно долго - около 15 лет. Вопрос в том, как совместить образование светское и ту главную ценность, которую церковь видит в образовании, - формирование нравственного человека. С 2009 года наши школьники будут учиться по новым образовательным стандартам. Не берусь судить обо всём комплексе (там и единый госэкзамен, и деление по специализациям), но то, что в эти стандарты предполагается заложить целью формирование нравственной личности - это замечательно.
   Чем заполнить лакуну?
   - Но как сделать предмет интересным для детей, это же такие "взрослые" материи?
   - Да как любой предмет. Конечно, должно быть методическое обеспечение, учебники (они уже есть, и довольно неплохие). Но главное - это люди, учителя. Как их подготовить? Есть договор между нашей Епархией, институтом повышения квалификации работников образования и департаментом образования, согласно которому в течение пяти лет ведётся подготовка педагогов по дисциплине "основы православной культуры" (ОПК). Более 200 человек уже прошли обучение. Это те люди, которые уже сейчас, не имея ни часов, ни какой-либо дополнительной оплаты, только на энтузиазме занимаются с детьми. Хочу подчеркнуть: они открывают дверь не в религиозное образование (это не преподавание Закона Божьего), речь идёт о преподавании предмета, который восполняет ту лакуну, которую в нашем обществе должна была бы закрывать семья. Но сейчас она не в состоянии это сделать.
   - Есть ли смысл внедрять ОПК в регионах, где титульная нация придерживается не православного вероисповедания? Нужно ли это? Не навредит ли?
   - Все опасения по поводу введения ОПК продиктованы ложным чувством. Я не знаю ни одного случая за последние 15 лет, чтобы даже в так называемых проблемных регионах, на Кавказе, например, или в Татарстане, происходили какие-нибудь эксцессы на этой почве. Ни одного нарекания, ни одного возражения за столько лет! Более того, родители просят ввести этот предмет. И знаете, почему? Потому что знание чужой культуры только обогащает. Я не знаю ни одного примера, когда бы изучение, внимательное погружение в среду чужого языка, чужой культуры породило бы отрицательное отношение. А вот на почве незнания возможно манипулирование - и ксенофобия, и религиозная рознь, и нетерпимость.
   Окончание. Начало на стр. 3
   - Вы говорите о падении роли семьи. А как можно воспитывать детей при таком изобилии соблазнов? Что должны делать родители, чтобы ребёнок не стал наркоманом, алкоголиком? Можно ли допускать ребёнка в Интернет, ведь там всего можно насмотреться?
   - Надо с детства вооружить ребёнка пониманием того, что хорошо, а что плохо. Сейчас мы довольно хорошо информированы о том, какие опасности нас подстерегают. Иной раз как посмотришь телевизор, почитаешь газеты, так и начнёшь видеть в каждом человеке педофила, убийцу, грабителя. Конечно, ребёнок должен знать об угрозах. Но тут есть и такая вещь: без опыта человек мало что достигает (и не случайно слово "опыт" имеет один корень со словом "пытка" - иногда бывает очень болезненный процесс познания). Помните, у Достоевского в "Братьях Карамазовых" Алёша говорит на могиле Илюши, что надо как можно больше с детства набрать хороших впечатлений. И когда во взрослой жизни будет плохо, эти воспоминания спасут тебя. Это очень христианская мысль. Потому что, если мы сможем в наших детках посеять не только опасения относительно зла, но и любовь к добру, тогда соблазны останутся тем, чем они и были - соблазнами.
   Что касается компьютера, Интернета... Вспомните, сколько разговоров было по поводу Церкви и ИНН. Это продолжается, но уже не в тех масштабах. Но Господь всё устраивает по-своему. Присвоение ИНН монастырям не лишило их благодати, и мощи чудотворят, и иконы мироточат. И в этом смысле боязнь компьютеризации, Интернета, телевидения - из того же ряда. Я вспоминаю слова святого Григория Богослова, который не видел ни одного компьютера, но сказал на века: "Зло возникает не от предмета, а от злоупотребления", он приводил в пример нож, который может быть применён как для доброго дела, так и для злого. Будьте с детьми в их увлечениях, покажите им, что в Интернете есть не только грязь, но и замечательные книги, целые библиотеки, картинные галереи, интересные познавательные сайты. Да, мы очень занятые люди. Но наши родители работали не меньше, а то и больше. Но всё равно находили время для детей.
   Надо помнить, что ни светская, ни воскресная школы, ни кружки, ни компьютер не заменят личного, домашнего общения. Дедушки, бабушки, мамы, папы - вот главные люди в жизни ребёнка. Если они будут рядом, никакие соблазны не страшны. У ребёнка будет иммунитет к ним.
   Фото автора
   
   

   Екатерина ВЫРУПАЕВА    
АиФ


Тема номера
В Приангарье сменили лидера
вопрос
Вопрос-ответ
регион
Подробности
Кому нужны "деревяшки"?
Про пиратов и людей
гость
Протоиерей Владимир Килин: Право на порок надо ограничить
мир вокруг
Генетическая память рода Куинджи
Тоска по революции
конкурс
В Иркутске прошла акция Чистая Россия


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск