Аргументы и Факты в Восточной Сибири
№ 27 (218), 4 июля 2001 года
ВЕРНИСАЖ В НОМЕРЕ:

Культура и искусство
Пространство души и космоса

В галерее "Классика" с большим успехом проходит выставка произведений скульптора Даши НАМДАКОВА и живописца Игоря СОЛОВЬЕВА. Посетители на редкость единодушны во мнении, что произведения обоих художников, основанные на истоках бурятской культуры, создают пространство Гармонии, где душа и космос неделимы.
"Мальчик в искусстве"
Даши Намдаков источником своего вдохновения считает благодатный край Забайкалья, где он родился в бурятском селе Укурик Читинской области. Здесь его отца Бальжана и по сей день почитают как художника и народного умельца. Он рисовал маслом, делал ковры и чеканки, скульптуры из дерева и металла. И его восемь детей тоже были талантливы, но профессионалом стал только шестой -Даши. С малолетства лепил из пластилина, резал по дереву, металлом занимался. Он даже и слова такого не знал - "скульптор", но сколько себя помнит - мечтал стать тем, кто делает красивые памятники. Закончил Красноярский институт искусств. Даже сейчас, когда его скульптурные композиции признаны самыми искушенными искусствоведами, он считает себя мальчиком в искусстве.
Год назад Намдаков перебрался в Иркутск и не ошибся: город открыл ему двери не только в российскую столицу, но и на запад. Здесь оценили и героев его скульптур - персонажей бурятского фольклора, древних воинов, неуклюжих малорослых борцов и всадников, лучников и шаманов, людей из народа, которые передают из уст в уста древние легенды и сказки. По глубине содержания, безукоризненной пластике и эмоциональной выразительности композиции Даши Намдакова воспринимаются как самостоятельная скульптурная версия национального бурятского фольклора. Мистика и реальность в его сюжетах переплелись настолько, что трудно понять, где вымысел, а где отклик на историческую перспективу.
Большинство скульптур Намдакова уже разлетелись по частным собраниям Германии, Франции, Бельгии, Америки, Японии, Финляндии, Тайваня... Очень солидные коллекционеры во многих странах мира радуются, если им удается приобрести скульптуру Даши. На недавней крупной международной ярмарке "Артэкспо" в Нью-Йорке европейские искусствоведы и профессиональные галерейщики были в восторге от его работ. Но отечественные музеи России до сих пор как-то странно не реагируют.
Он наконец-то почувствовал материальную свободу и вплотную занялся только творчеством. Сейчас с ним работают два брата, сестра, два племянника. Море новых идей и проектов требуют помощников, близких по духу. Один из проектов задумал вместе с Экономической академией: во дворе вуза сделать большую скульптурную композицию. Даши полон сил и года через полтора намерен показать землякам новую коллекцию, выполненную из драгоценных металлов, дерева, байкальского камня и кости. А нынешняя, которая сейчас экспонируется в галерее "Классика", через считанные дни уедет в Монголию, а потом улетит за океан. И, кто знает, увидим ли мы когда-нибудь еще неподражаемую "Богатую невесту", гордо и кокетливо восседающую в изящном седле? Может, не увидим никогда: коллекционеры - народ скрытный, свои сокровища афишировать не любят.
"Художник подобен шаману"
- Даши Намдаков, воспитанный на устном бурятском творчестве и реализовавший свой талант в скульптурах, - это все же понятно. Но как русскому художнику Игорю Соловьеву удалось столь точно и глубоко постичь суть древней бурятской культуры и передать ее на холсте?
- Побуждением к этому стали вполне справедливые упреки на моей выставке в Германии, которая называлась "В далеких садах моей памяти" и посвящалась древней античности, средневековью, христианству, - рассказывает художник. - Да, - сказали искусствоведы, - безусловно, нам это все интересно. Но почему вы не пишете о том месте, где живете - о Сибири? Что это за край и какой коренной народ его населяет?..
Через некоторое время Соловьев написал первую картину из монументальной серии "Мистерии Байкала" - "Легенда о рождении шамана". Подойти к теме аборигенов Сибири было очень непросто. Требовалось погрузиться в нее полностью или не касаться вообще. Соловьев с сумасшедшим любопытством ушел в работу с головой. И родились картины "Дух Баргузина", "По дороге в страну предков", триптих "Полет на Хамар-Дабан", "Остров поющих шаманов"... Это были не литературные иллюстрации к прочитанному, а результаты его путешествий по Бурятии, исследования архивов, музейных фондов. Первый диплом за свои холсты он получил на выставке в Иркутске, а на пятом Московском арт-фестивале современного искусства был удостоен награды за современное пластическое решение темы.
- В каком-то смысле художник подобен шаману, - говорит Игорь Соловьев. - Он посредник между духом и людьми. Любая национальная культура может стать неиссякаемым источником вдохновения лишь в том случае, если художник будет не имитатором, а творцом.
   Туяна Алексеева   
АиФ
ПОЛИТИКА
73% опрошенных граждан пойдут на выборы губернатора
За Ангарском будут наблюдать
Центризбирком следит за выборами
ГОСУДАРСТВО
Снова вместе!
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
Усть-Кут готовится к зиме
Выводы комиссии МВД пытаются поставить под сомнение
ПРАЗДНИКИ
3 июля ГИБДД исполнилось 65 лет
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Пространство души и космоса
НАША ЖИЗНЬ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Отопительный сезон начнется в срок
Без образования в армию не берут?
Байкеры съедутся в Утулик
© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001
Копирование запрещено
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск