|
распечатать обсудить в избранное
|
Люди |
Днепр вспять не повернул
СКОРЕЕ Днепр потечет обратно, чем русские преодолеют его, - уверял Гитлер. Но Днепр вспять не повернул, хотя и остался за спиной советских солдат.
ФОРСИРОВАНИЕ Днепра в сентябре 1943 года стало боевым крещением для рядового Адама Полякова. Только что сформированная 110-я Гвардейская стрелковая дивизия, куда он 18-летним парнишкой попал служить связистом, одной из первых подошла к великой реке.
Армейская смекалка
- ПРАВЫЙ берег, на котором укрепились фашисты, представлял собой цепь непрерывных дотов, - вспоминает ветеран. - К тому же он был очень высоким, а левобережье, занимаемое нашими войсками, наоборот - равнинным и просматривалось как на ладони.
Несмотря на ожесточенное сопротивление противника, некоторым частям гвардейской дивизии под покровом ночи удалось перебраться на другой берег и закрепиться там. Но необходимо было обеспечить связь этих частей с главными силами советской армии. А как это сделать через мощную водную преграду в 700-900 метров, да еще под ураганным обстрелом! От работы связистов зависел успех всего наступления.
- Связь тогда была проволочная, - говорит Адам Поляков. - И налаживали ее через реку с плотов: один боец греб, а другой разматывал провод, который опускался на дно. Но гитлеровцы так плотно бомбили реку, что провода очень часто рвались. И нам снова и снова приходилось налаживать связь.
За героизм, проявленный при форсировании Днепра, наш земляк был удостоен самой почетной для солдата награды - медали За отвагу. Потом были еще награды, среди них и орден Красной Звезды за участие в операции по окружению и разгрому в Молдавии 26 вражеских дивизий. Освобождал Адам Поляков от фашистов и Румынию, Венгрию, Чехословакию. За два года боевых действий Верховный Главнокомандующий двадцать раз объявлял благодарность личному составу 110-й гвардейской дивизии. Двадцать раз Москва салютовала ее победам. И часто они напрямую зависели от мужества и смекалки связистов.
- Обычно связь протягивают по земле, - улыбаясь, рассказывает Адам Петрович. - Но однажды мы решили использовать для этого воздушную линию электропередачи. Дело было под Звенигородом на Украине. Как потом оказалось, эта находка нам здорово помогла. Вражеские танки неожиданно обошли нас с тыла и отрезали от основных сил. В таких случаях о связи можно и не думать: провода рвутся под гусеницами танков, как нитки. Но на этот раз связь осуществлялась по воздуху, о чем противник не догадывался. Вот мы и связались со своей артиллерией, и она открыла шквальный огонь по полученным от нас координатам. В итоге не гитлеровцы нас, а мы их разгромили.
Как один солдат троих фашистов пленил
- А ОДНАЖДЫ мне повезло фашистов в плен взять, - продолжает ветеран. - Сразу троих! Возвращался я в штаб после устранения порыва провода и заплутал. Бродил в поисках своих, но нечаянно наткнулся на пулеметную точку врага. А там три гитлеровца в засаде сидят. На свое счастье, я вышел на них сзади, поэтому остался незамеченным. Ну и не растерялся. Наставил на фрицев карабин да как закричу: Хенде хох! (Руки вверх). Те от неожиданности и вздернули руки кверху. Не знали они, что в карабине у меня не было ни одного патрона! Расстрелял весь боевой запас, пока задание выполнял. Я же, пользуясь моментом, быстренько подобрал оружие врага и повел эту троицу к своим, благо передовая, где расположились наши войска, уже виднелась впереди.
Победу Адам Петрович встретил в Чехословакии. Когда 8 мая передали сообщение о капитуляции фашистов, он дежурил у аппарата. Сначала ушам своим не поверил, а потом как заорал: По-бе-да!!! Теперь уже его боевые товарищи растерялись от неожиданности. Правда, для Полякова война еще не закончилась. 110-ю Гвардейскую Краснознаменную дивизию отправили воевать с Японией. За месяц боевых действий прошагал связист тысячу километров по пустыне Гоби и безводным степям Монголии и Китая. Затем его дивизию расквартировали в Иркутске, но даже в мирное время он служил еще долгих пять лет.
После увольнения из армии связист устроился на Восточно-Сибирскую железную дорогу. Сначала работал электромехаником, затем начальником поезда. Был первым бригадиром проводников фирменного поезда Байкал. Адам Петрович проработал на ВСЖД 50 (!) лет. Многие годы он возглавлял Совет ветеранов вагонного депо Иркутск-Пассажирский. В его трудовой книжке 134 благодарности. Уже за свой мирный труд он неоднократно удостаивался правительственных наград. Его имя занесено в почетные книги Министерства путей сообщения и ВСЖД. В нынешнем году Адам Поляков отмечает не только 60-летие Победы, но и 80 лет со дня рождения, с чем мы его и поздравляем!
|
|
Владимир Шпикалов
|
 |
 |
[an error occurred while processing this directive]
|
 |
|
|
 |