Россериал

№24 (422), 15 июня 2005 года
Свежий номер В двойственности человека заключается его трагедия В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Люди

Мы стоим на земле, а тянемся к небесам...


   "Я НЕ БЕРУ из окружающей жизни зло, агрессию, а беру то, что соответствует моему пониманию этого мира как божьего творения, и в соответствии с этими законами я творю свой мир на холсте".
   В МАЕ знаменитый иркутский художник Сергей Элоян стал Заслуженным художником РФ. Однако документы он получит только в конце июня - в торжественной обстановке. А не так давно художник вернулся из Монголии, куда ездил вместе с Валентином Распутиным. В Улан-Баторе прошла презентация книги писателя "Дочь Ивана, мать Ивана", иллюстрации к которой создал Сергей Элоян. Сейчас художник готовится к выставке во Франции, которая пройдет у него в сентябре.
   Любовь и смерть можно изобразить лишь при помощи иконописи
   - ВЫ не иконописец, но в своем творчестве используете элементы иконописи. Почему?
   - Для меня картина - это окно не в мир, а в человека. И в этом смысле иконопись достигла огромных результатов. Классическая живопись больше отображает наш мир, то, что мы можем увидеть, потрогать. А вот такие понятия, как любовь, смерть, жизнь, можно отобразить с помощью иконописи.
   - У многих возникает немало вопросов о лицах на ваших картинах. Отчего они всегда повернуты вверх? И откуда этот неестественный излом шеи?
   - У меня отвлеченный облик человека. Вы заметили, что форма головы у меня яйцевидная. Яйцо для меня это символ жизни. А неестественный излом шеи связан с духовной системой координат. Человек стоит ногами на земле, от которой он не может оторваться, а головой устремлен к небесам - тянется к божественному. В этой двойственности и заключена его трагедия. А излом шеи лучше передает внутреннюю боль.
   - В своем творчестве вы используете разную технику: и графику, и инсталляцию, при этом пишете картины. Как в вас все это уживается?
   - Для художника пробовать себя в разных техниках это нормальное состояние. У меня есть мечта поработать в кино или театре. В идеале художник должен быть универсальным.
   - Слышала, что вы собираетесь построить сквер возле Дома художника. Каким он будет?
   - Да, такие планы есть. Этот проект я разрабатываю вместе с моими студентами. Пока я не могу сказать, что точно будет в сквере. Но это должно быть что-то удивительное. Например, парковая скульптура. Можно пригласить известных мастеров и создать настоящий музей под открытым небом. А еще у меня есть мечта спроектировать и построить часовню в память художников, погибших в Великой Отечественной войне. В сквере будет и летняя площадка, где сибирские художники смогут выставлять свои работы.
   - Как-то вы признались, что у вас есть мечта - расписать православный храм. Она у вас сбылась?
   - Пока нет. Если говорить точнее, то мне бы хотелось полностью спроектировать архитектуру этого храма и уже потом его расписать. То есть я хочу создать произведение искусства. А в идеале для этого храма не помешало бы и музыку написать.
   "Мне нужно попасть в чужое мироощущение"
   - ОТЧЕГО ЖЕ вы увлеклись книжной графикой? Вашими работами украшены издания Виктора Астафьева и Льва Аннинского. А на ближайший год запланировано издание подарочного трехтомника, посвященного юбилею Валентина Распутина...
   - Художник - книжный график - не вправе только себя выражать. Он должен найти точку соприкосновения с автором, над которым он работает, попасть в его мироощущение. Наверное, это меня и вдохновляет.
   - А что вдохновляло вас, когда вы создавали работы для недавней выставки в Доме художника? И выставка была необычная, и название у нее чудное "Культуристом можешь ты не быть, а вот культурным быть обязан!"...
   - Вы имеете в виду две инсталляции - вариации на тему пересекающихся нитей и зрительные эксперименты? Первую мне навеяло настроение. Сама композиция была сделана в Финляндии. Я натянул проволоку между деревьями и увешал ее колокольчиками. Идея второй инсталляции - из Зальцбурга, где я проходил обучение в художественной академии. Одной из тем курсов, которые нам там читали, был "Вымышленный персонаж". Художник придумывает какой-нибудь персонаж и от его имени создает картину. Я придумал такого сумасшедшего художника, который поехал в Зальцбург. На пути он делает зарисовки крепости. Но у него никак не получается изобразить крепость целиком: ему все время что-то мешает. Таким образом вместо одной картины получается множество других. Эта техника позволяет делать множество непохожих друг на друга произведений.
   Энергия художника играет на струнах души
   - ВАШИ картины находятся в частных коллекциях. Вам не жалко, что ваши "дети" разбросаны по всему миру?
   - Я с этим уже давно смирился. Художник работает не для себя, а для людей. Вообще, картина начинает полнокровную жизнь, когда ее видят люди. А когда она стоит в мастерской, дожидаясь случайного зрителя или редкого гостя, - она словно так и не появившееся на свет дитя.
   - Весной этого года иркутяне стали свидетелями крупного конфликта между союзом художников и художниками из творческого объединения "Ноосфера". Горели картины, голодали люди... По-вашему, это правильно - таким образом отстаивать свое мнение?
   - Для меня это дикость. Я впервые вижу, чтобы творческие споры решались такими методами. У людей возникла личная обида, они эту обиду попытались перевести в общественную плоскость. Большинство обвинений звучало в адрес Союза художников, якобы он консервативен, душит молодое поколение и не дает развиваться молодым талантам. Это совершенно голословные обвинения. На мой взгляд, ребята пошли по ложному пути.
   - У вас были совместные выставки с Даши Намдаковым. Он сейчас переехал в Москву, а вас не тянет в столицу?
   - Я не представляю, как жить в мегаполисе. Там слишком шумно и суетно, беспокойно. А вообще для художника не важно, где жить. Значение имеет место выставок. Можно и в деревне себя прекрасно чувствовать. Наверное, я так и сделаю. Времени больше будет на размышления, а то бытовые мелочи и всякие неурядицы заставляют на слишком многое отвлекаться.
   - Говорят, вы хотите совершить паломничество в Италию.
   - Можно так сказать. Для художника Италия - это страна, где сокрыты священные произведения искусства: Сикстинская капелла, Тайная вечеря, скульптуры Микеланджело и многие другие шедевры. А в религиозном смысле я бы хотел совершить паломничество, конечно, в Иерусалим и на Афон.
   СПРАВКА "АиФ ВС"
   Сергей ЭЛОЯН - член Союза художников и Союза дизайнеров России. Обладатель премии губернатора Иркутской области.
   Его произведения находятся в Кемеровском областном музее изобразительных искусств, музее истории Иркутска, картинной галерее им. Н. Маринова в городе Тырговиште в Болгарии, галерее "Кунстхоф" в Берлине и частных коллекциях. Был удостоен первой премии на конкурсе проектов мемориальной часовни на месте авиакатастрофы в поселке Мамоны Иркутского района.
   
   

   Беседовала Наталья Мустафина    
АиФ
[an error occurred while processing this directive]
Тема номера
Шезлонги, зонтики и горки камикадзе - в проекте
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
 регион
Подробности
Ситуация
У энергетиков в долгу
Люди
В двойственности человека заключается его трагедия
 Бизнес
Новости компании
Социум
С приходом шефов жизнь "Гавроша" заиграла новыми красками
Иркутск чистит перышки
Медицина и здоровье
В 2006 году медучреждения Приангарья ждет реструктуризация
Общество
Непознанное
Что дают экопрограммы?
Наука
А кто считал?
Подсказку дадут крупные проекты
Спорт
Школа спорта - 20 лет спустя
Ердынские игры - приманка для туристов
Я-молодой
Кому к лицу черный цвет?


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск