|
распечатать обсудить в избранное
|
Общество |
Предки любили импорт
Обратила внимание, что в музейных экспозициях начала прошлого и позапрошлого века мебель в основном немецкая. Меня это, признаюсь, задело. Неужели у нас своих мастеров не было? Или просто местная мебель не сохранилась?
О. Р., Иркутский район
- КАК таковой фабрики или завода по производству мебели в Иркутске ни сто, ни тем более двести лет назад не было, - говорит Александр Снарский. Несколько лет он реставрирует старинную мебель. - По крайней мере, мне ничего подобного не известно. Хотя кое-что местные мастера могли изготовить на заказ. Столы или стулья делали из местных пород древесины - сосны, кедра, березы.
Вообще иногда в одном предмете сочетались несколько пород дерева. Для одного из иркутских музеев мы недавно реставрировали шкаф 70-х годов XIX века. В нем использовали пять сортов дерева. Обычно так поступали в декоративных целях. Отделка выполнялась из ореха, палисандра, карельской березы, иных ценных пород, основание, для удешевления предмета, нередко выполнялось из сосны или чего-нибудь в этом роде. Мебель покрывали шеллаком - это природный материал, выделяемый тропическими насекомыми, из которого получается отличный мебельный лак. Чтобы получать различные оттенки, в него добавляют природные красители. Но это в столицах, а изделия иркутских мастеров были неважными. Поэтому люди состоятельные в большинстве случаев мебель привозили - либо уже готовую, либо ее собирали на месте по присланным чертежам.
Мода по прейску- ранту
БОЛЬШИНСТВО старинной мебели в Иркутске заграничного производства. Специалисты говорят, что так получилось из-за того, что в Сибири сходились многие торговые пути. А отчасти и потому, что сюда были сосланы многие опальные дворяне.
Особой популярностью в позапрошлом веке пользовалась "венская мебель", изобретенная австрийским мебельщиком Михаэлем Тонет. В 1842 году он запатентовал метод гнуто-клееной технологии. Суть ее была в следующем: сначала нарезанная брусками древесина бука подвергалась кратковременной обработке горячим паром для гибкости, затем распаренные планки растягивались на металлических формах и в таком виде просушивались. Потом эти бруски обтачивали. Венскую мебель можно было выписать по прейскурантам, регулярно выпускавшимся фирмой. Благодаря этому она постепенно проникала в самые удаленные уголки России, в том числе и Иркутск.
Не просто предмет домашнего обихода
- ЕСЛИ говорить о стиле, то в конце XIX - начале XX века господствовали модерн и эклектика, - поясняет Александр Снарский. - Эклектика - это подражание разным стилям. То есть в одном предмете сочетались детали рококо, барокко, ампира и т.д. В гостиных часто ставили золоченую мебель, украшенную резными цветами, завитками и раковинами; большое распространение в качестве накладных элементов мебельного декора получила золоченая бронза. А химическая промышленность позволила применять такой материал, который имитировал по цвету и рисунку черепаховый панцирь, что дало возможность подражать изделиям дорогой мебели предшествующего времени в технике Буль.
Модерн отличался смелой асимметричностью форм, резьбой в виде сглаженного рельефа с матовой полировкой. Мебель украшали цветы и травы с длинными изогнутыми стеблями и листьями. В производстве использовались новые сорта дерева: бук, серый клен, ясень.
Старинная мебель при правильном уходе может храниться очень долго. "Мне довелось реставрировать изделия, которым было по 200 и более лет, - говорит мастер. - Но "развалюхами" их трудно назвать. Мебель достаточно хорошо сохранилась. Знаете почему? Раньше делали не просто предметы домашнего обихода, а настоящие произведения искусства".
|
|
Наталья Димитриева
|
|
|
|
|
|
|
|