Зеленый свет для федеральной дороги
Судя по всему, дождались: правительство не только заговорило о дорогах всерьез, но и начало выделять средства на их содержание, ремонт и строительство новых.
СОЗДАНА концепция реформирования дорожного хозяйства. Заработала федеральная целевая программа модернизации транспортной системы России, пошли деньги.
Чтобы развиваться, России необходимо как минимум 2 млн километров современных магистралей. В этом числе - федеральная трасса, знаменитый Московский тракт от столицы до Владивостока. Но пока дорог в России раза в два меньше. Этот дисбаланс призваны ликвидировать дорожники тех регионов, по которым проходит федеральная трасса.
Расхожая поговорка, что в России две беды - дураки и дороги, постепенно теряет свою издевательскую актуальность. Да, дороги "хромают", на их содержание по-прежнему катастрофически не хватает денег. Но не закроешь глаза и на то, что появляется все больше участков, соответствующих международным стандартам. Не так давно Международная академия качества и маркетинга наградила золотой медалью "Европейское качество" коллектив Мегетского ДЭП-156, который содержит участок Московского тракта от Кутулика до Иркутска. Еще одной золотой медалью - "За качество управления" - это же предприятие отметил Высший женевский институт бизнеса и управления INSAM. Юрий Цишковский, начальник ДЭП-156, понятно, в именинниках: ничего подобного в нашем дорожном хозяйстве давно уже не было. И вдруг такой звездопад!
К капризам готовы
- ДЭП-156 - одно из лучших подразделений, - рассказывает начальник Управления федеральной дороги "Прибайкалье" Александр Суслов. - На закрепленном за ним участке круглосуточно до полутора десятков единиц техники и несколько бригад. Они же обслуживают и единственный на нашей сети участок первой технической категории - обход Ангарска, который является визитной карточкой магистрали Красноярск - Иркутск. Скажу коротко: высокого качества здесь добиваются не тем, что пупы надрывают, а тем, что шевелят мозгами.
В ведении Упрдор "Прибайкалье" 1196,4 км, по Московскому тракту проходят М-53 Новосибирск - Иркутск и М-55 Иркутск - Чита. Сейчас он, можно сказать, рождается заново. Сегодня через наш регион идет более пяти тысяч автомобилей в сутки. А на участке от Ангарска до Шелехова через Иркутск транспортный поток возрастает в шесть раз. Экстремальные природные условия с оттепелями и снегопадами усложняют и без того непростую ситуацию. Но ДЭП-156 работает так, словно все климатические "диверсии" предвидит заранее и потому встречает их во всеоружии. Дорожное полотно всегда чистое. Как это ему удается даже в самые сильные снегопады, зимой, которая у нас по полгода?
- Мы готовы к любому капризу сибирской погоды, - рассказывает Юрий Цишковский. - Нынче первые испытания выдержали в начале ноября и в декабре: и снега выпало много, и температура скакала от плюсовой до минус 15 градусов. Чтобы предотвратить образование ледяной корки, рассыпали 160 тонн песко-соляной смеси. Она под руками - на базе хранения противогололедных материалов. О такой базе мечтали давно и в прошлом году достроили. В Сибирском регионе она пока единственная. Смесь, приготовленная в цехе, значительно качественнее, чем под открытым небом, обязательно проходит лабораторный контроль, более эффективно работает на дороге, экономит моторесурс, технику, ГСМ. В любое время суток база обеспечивает бригады сухой смесью.
Помимо новых материалов, помогающих водителям избежать ДТП, ДЭП-156 на 20% увеличило объемы барьерных ограждений, тоже обеспечивающих безопасность движения. На Еловской развязке и подходах к Китойскому мосту их установлено более чем на 5 миллионов рублей.
Предсказание не оправдалось. К счастью
ИЗ 1196,4 километра федеральных дорог, находящихся под контролем Упрдор "Прибайкалье", только 48 относятся к первой категории. По данным диагностики РосдорНИИ, требует ремонта около 85,6% автодорог. Имеется 172 моста, в хорошем техническом состоянии только 38. У каждого участка свои "болячки". На М-53 Новосибирск - Иркутск - высокий уровень загрузки и низкая пропускная способность через населенные пункты, где ширина проезжей части ниже нормы. Трасса М-55 Иркутск - Чита очень извилистая, проходит по сложной пересеченной и горной местности, перепад более 600 м, много поворотов, серпантинов. По дороге Култук - Монды стрелой тоже не пролетишь из-за сложных технических условий. Одним словом, зевать за рулем нельзя ни на одном маршруте. Не меньше десяти лет из-за плохого финансирования приходилось лишь латать дыры. Зарплата - мизер, объемы маленькие. Опытные специалисты уходили. И старые дорожники мрачно предсказывали: еще год-другой без денег - и дорог лишимся вовсе, останутся лишь направления. Мрачная складывалась картина, не до шуток.
Однако этот самый опасный момент все же не наступил. В прошлом году финансирование всех видов работ в Упрдор "Прибайкалье" составило почти 755 миллионов рублей. Нынче правительство обещает 1162,3 млн. И это уже заметно: работа на дорогах и мостах оживилась. И настроение поднялось.
Старый конь борозды не портит
СЕТЬ федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений Упрдор "Прибайкалье" обслуживается пятью подрядчиками. К трем государственным предприятиям впервые присоединились и частные, которые выиграли торги. На участке Иркутск - Слюдянка - Байкальск теперь хозяйничает Слюдянское ООО "Статус-Сиб". Из 180 километров М-55 треть проходит по горам. Дорога входит в пятерку сложнейших в России. У начальника "Прибайкалья" Александра Суслова этот участок всегда вызывал тревогу, особенно зимой. Железная дорога, пик Черского, Хамар-Дабан - снег девать практически некуда, а полотно должно быть чистым. Плюс 69 мостов, более двухсот труб, 40 автобусных павильонов, 25 километров ограждений тоже внимания требуют колоссального.
- Все эти объекты "Статус-Сиб" чистит вручную, применяя средства малой механизации, - рассказывает Александр Геннадьевич. - На своих километрах слюдянские дорожники организовали три мастерских участка, где круглосуточно трудятся бригады снегоочистки, патрульные, грейдерные, шнекороторные. Постоянно задействовано 18 комбинированных дорожных машин, работающих в круглосуточном режиме.
Руководит частным предприятием "Статус-Сиб" почетный дорожник России Виктор Васильевич Демин. На этой дороге он уже сорок лет и все горные спуски, завихряющиеся серпантины знает наперечет. Его давно почитают за академика в своем деле. И не случайно. Он охоч до разных новаций, помогающих улучшить работу. У него и новая техника есть, и запасы специальной смеси, очищающей трассу от наледи. Минувшей снежной зимой, когда бригады едва успевали убирать снег то с одного участка, то с другого, было рассыпано 350 тонн песко-соляной смеси. Очень помог и старый дедовский метод: на опасных перевалах в "карманы" заранее завезли щебенку и регулярно пополняли ее запасы. Водители охотно ею пользовались и мысленно благодарили дорожников. Демин, думаю, был доволен не меньше.
К 2007 году начнется полноценное строительство трасс
ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ широтная магистраль Москва - Владивосток на Иркутском участке реконструируется уже 40 лет. Но даже за эти десятилетия не удалось избавиться от гравийных разрывов. И только сейчас, километр за километром, их стали ликвидировать.
- Объемы финансирования для ремонта, содержания, реконструкции и строительства необходимо резко увеличить, - не без основания считает Александр Суслов. - С окончательным вводом в эксплуатацию дороги Чита - Хабаровск резко увеличится транзитный поток большегрузных автомобилей, а транспортная структура Иркутской области к этому пока не готова.
Регион остро нуждается в транспортном рывке не только при строительстве новых участков федеральной автомобильной дороги, но и местного, так сказать, значения. Московский тракт до сих пор пересекает Иркутск. Еще в середине 90-х годов начали строить объезд в районе села Мамоны, но дело остановилось.
- В 2007 году начнется полноценное строительство, - обещает Александр Суслов. - В первую очередь возьмемся за сооружение 300-метрового мостового перехода через Иркут. 25-километровый обход Иркутска (Вдовино - Чистые Ключи) - серьезнейший объект стоимостью более двух миллиардов рублей. Есть намерение выполнить его на основе закона "О концессиях" с использованием частного капитала.
Это "долгоиграющие" планы". А что нас ждет в ближайшее время?
- Финансирование увеличили в полтора раза, соответственно увеличились и объемы. В числе приоритетных объектов - М-55 Иркутск - Улан-Удэ - Чита: путепровод через ВСЖД на 74 км в районе станции Глубокая, где повышенная опасность. Острейшая проблема - спуск к Култуку и Байкалу, придется менять направление трассы (опять колоссальные затраты!), здесь пока продолжим капитальный ремонт. Пытаемся включить в план 2006 года и "бородатый" объект - завершающий пусковой комплекс Тайшетского обхода: в его составе уникальная развязка, позволяющая пересекать федеральную дорогу в любом направлении, на строительство дополнительно выделено 50 миллионов рублей. А основной задачей дорожников Прибайкалья остается содержание федеральной сети. Ведь наша магистраль - главный транспортный коридор всей России. И зеленый свет здесь должен гореть всегда.
В прошлом году финансирование всех видов работ в Упрдор "Прибайкалье" составило почти 755 млн рублей. Нынче правительство обещает 1162,3 млн. И это уже заметно: работа на дорогах и мостах оживилась.
|
|