Россериал

№17 (466), 26 апреля 2006 года
Свежий номер Главный транспортный коридор России обновляется В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Бизнес

Зеленый свет для федеральной дороги


   Судя по всему, дождались: правительство не только заговорило о дорогах всерьез, но и начало выделять средства на их содержание, ремонт и строительство новых.
   СОЗДАНА концепция реформирования дорожного хозяйства. Заработала федеральная целевая программа модернизации транспортной системы России, пошли деньги.
   Чтобы развиваться, России необходимо как минимум 2 млн километров современных магистралей. В этом числе - федеральная трасса, знаменитый Московский тракт от столицы до Владивостока. Но пока дорог в России раза в два меньше. Этот дисбаланс призваны ликвидировать дорожники тех регионов, по которым проходит федеральная трасса.
   Расхожая поговорка, что в России две беды - дураки и дороги, постепенно теряет свою издевательскую актуальность. Да, дороги "хромают", на их содержание по-прежнему катастрофически не хватает денег. Но не закроешь глаза и на то, что появляется все больше участков, соответствующих международным стандартам. Не так давно Международная академия качества и маркетинга наградила золотой медалью "Европейское качество" коллектив Мегетского ДЭП-156, который содержит участок Московского тракта от Кутулика до Иркутска. Еще одной золотой медалью - "За качество управления" - это же предприятие отметил Высший женевский институт бизнеса и управления INSAM. Юрий Цишковский, начальник ДЭП-156, понятно, в именинниках: ничего подобного в нашем дорожном хозяйстве давно уже не было. И вдруг такой звездопад!
   К капризам готовы

   - ДЭП-156 - одно из лучших подразделений, - рассказывает начальник Управления федеральной дороги "Прибайкалье" Александр Суслов. - На закрепленном за ним участке круглосуточно до полутора десятков единиц техники и несколько бригад. Они же обслуживают и единственный на нашей сети участок первой технической категории - обход Ангарска, который является визитной карточкой магистрали Красноярск - Иркутск. Скажу коротко: высокого качества здесь добиваются не тем, что пупы надрывают, а тем, что шевелят мозгами.
   В ведении Упрдор "Прибайкалье" 1196,4 км, по Московскому тракту проходят М-53 Новосибирск - Иркутск и М-55 Иркутск - Чита. Сейчас он, можно сказать, рождается заново. Сегодня через наш регион идет более пяти тысяч автомобилей в сутки. А на участке от Ангарска до Шелехова через Иркутск транспортный поток возрастает в шесть раз. Экстремальные природные условия с оттепелями и снегопадами усложняют и без того непростую ситуацию. Но ДЭП-156 работает так, словно все климатические "диверсии" предвидит заранее и потому встречает их во всеоружии. Дорожное полотно всегда чистое. Как это ему удается даже в самые сильные снегопады, зимой, которая у нас по полгода?
   - Мы готовы к любому капризу сибирской погоды, - рассказывает Юрий Цишковский. - Нынче первые испытания выдержали в начале ноября и в декабре: и снега выпало много, и температура скакала от плюсовой до минус 15 градусов. Чтобы предотвратить образование ледяной корки, рассыпали 160 тонн песко-соляной смеси. Она под руками - на базе хранения противогололедных материалов. О такой базе мечтали давно и в прошлом году достроили. В Сибирском регионе она пока единственная. Смесь, приготовленная в цехе, значительно качественнее, чем под открытым небом, обязательно проходит лабораторный контроль, более эффективно работает на дороге, экономит моторесурс, технику, ГСМ. В любое время суток база обеспечивает бригады сухой смесью.

   Помимо новых материалов, помогающих водителям избежать ДТП, ДЭП-156 на 20% увеличило объемы барьерных ограждений, тоже обеспечивающих безопасность движения. На Еловской развязке и подходах к Китойскому мосту их установлено более чем на 5 миллионов рублей.
   Предсказание не оправдалось. К счастью
   ИЗ 1196,4 километра федеральных дорог, находящихся под контролем Упрдор "Прибайкалье", только 48 относятся к первой категории. По данным диагностики РосдорНИИ, требует ремонта около 85,6% автодорог. Имеется 172 моста, в хорошем техническом состоянии только 38. У каждого участка свои "болячки". На М-53 Новосибирск - Иркутск - высокий уровень загрузки и низкая пропускная способность через населенные пункты, где ширина проезжей части ниже нормы. Трасса М-55 Иркутск - Чита очень извилистая, проходит по сложной пересеченной и горной местности, перепад более 600 м, много поворотов, серпантинов. По дороге Култук - Монды стрелой тоже не пролетишь из-за сложных технических условий. Одним словом, зевать за рулем нельзя ни на одном маршруте. Не меньше десяти лет из-за плохого финансирования приходилось лишь латать дыры. Зарплата - мизер, объемы маленькие. Опытные специалисты уходили. И старые дорожники мрачно предсказывали: еще год-другой без денег - и дорог лишимся вовсе, останутся лишь направления. Мрачная складывалась картина, не до шуток.
   Однако этот самый опасный момент все же не наступил. В прошлом году финансирование всех видов работ в Упрдор "Прибайкалье" составило почти 755 миллионов рублей. Нынче правительство обещает 1162,3 млн. И это уже заметно: работа на дорогах и мостах оживилась. И настроение поднялось.
   Старый конь борозды не портит
   СЕТЬ федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений Упрдор "Прибайкалье" обслуживается пятью подрядчиками. К трем государственным предприятиям впервые присоединились и частные, которые выиграли торги. На участке Иркутск - Слюдянка - Байкальск теперь хозяйничает Слюдянское ООО "Статус-Сиб". Из 180 километров М-55 треть проходит по горам. Дорога входит в пятерку сложнейших в России. У начальника "Прибайкалья" Александра Суслова этот участок всегда вызывал тревогу, особенно зимой. Железная дорога, пик Черского, Хамар-Дабан - снег девать практически некуда, а полотно должно быть чистым. Плюс 69 мостов, более двухсот труб, 40 автобусных павильонов, 25 километров ограждений тоже внимания требуют колоссального.
   - Все эти объекты "Статус-Сиб" чистит вручную, применяя средства малой механизации, - рассказывает Александр Геннадьевич. - На своих километрах слюдянские дорожники организовали три мастерских участка, где круглосуточно трудятся бригады снегоочистки, патрульные, грейдерные, шнекороторные. Постоянно задействовано 18 комбинированных дорожных машин, работающих в круглосуточном режиме.
   Руководит частным предприятием "Статус-Сиб" почетный дорожник России Виктор Васильевич Демин. На этой дороге он уже сорок лет и все горные спуски, завихряющиеся серпантины знает наперечет. Его давно почитают за академика в своем деле. И не случайно. Он охоч до разных новаций, помогающих улучшить работу. У него и новая техника есть, и запасы специальной смеси, очищающей трассу от наледи. Минувшей снежной зимой, когда бригады едва успевали убирать снег то с одного участка, то с другого, было рассыпано 350 тонн песко-соляной смеси. Очень помог и старый дедовский метод: на опасных перевалах в "карманы" заранее завезли щебенку и регулярно пополняли ее запасы. Водители охотно ею пользовались и мысленно благодарили дорожников. Демин, думаю, был доволен не меньше.
   К 2007 году начнется полноценное строительство трасс
   ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ широтная магистраль Москва - Владивосток на Иркутском участке реконструируется уже 40 лет. Но даже за эти десятилетия не удалось избавиться от гравийных разрывов. И только сейчас, километр за километром, их стали ликвидировать.
   - Объемы финансирования для ремонта, содержания, реконструкции и строительства необходимо резко увеличить, - не без основания считает Александр Суслов. - С окончательным вводом в эксплуатацию дороги Чита - Хабаровск резко увеличится транзитный поток большегрузных автомобилей, а транспортная структура Иркутской области к этому пока не готова.
   Регион остро нуждается в транспортном рывке не только при строительстве новых участков федеральной автомобильной дороги, но и местного, так сказать, значения. Московский тракт до сих пор пересекает Иркутск. Еще в середине 90-х годов начали строить объезд в районе села Мамоны, но дело остановилось.
   - В 2007 году начнется полноценное строительство, - обещает Александр Суслов. - В первую очередь возьмемся за сооружение 300-метрового мостового перехода через Иркут. 25-километровый обход Иркутска (Вдовино - Чистые Ключи) - серьезнейший объект стоимостью более двух миллиардов рублей. Есть намерение выполнить его на основе закона "О концессиях" с использованием частного капитала.
   Это "долгоиграющие" планы". А что нас ждет в ближайшее время?
   - Финансирование увеличили в полтора раза, соответственно увеличились и объемы. В числе приоритетных объектов - М-55 Иркутск - Улан-Удэ - Чита: путепровод через ВСЖД на 74 км в районе станции Глубокая, где повышенная опасность. Острейшая проблема - спуск к Култуку и Байкалу, придется менять направление трассы (опять колоссальные затраты!), здесь пока продолжим капитальный ремонт. Пытаемся включить в план 2006 года и "бородатый" объект - завершающий пусковой комплекс Тайшетского обхода: в его составе уникальная развязка, позволяющая пересекать федеральную дорогу в любом направлении, на строительство дополнительно выделено 50 миллионов рублей. А основной задачей дорожников Прибайкалья остается содержание федеральной сети. Ведь наша магистраль - главный транспортный коридор всей России. И зеленый свет здесь должен гореть всегда.
   В прошлом году финансирование всех видов работ в Упрдор "Прибайкалье" составило почти 755 млн рублей. Нынче правительство обещает 1162,3 млн. И это уже заметно: работа на дорогах и мостах оживилась.
   
   

   Светлана Верещагина    
АиФ


Тема номера
Об этом дне не любят вспоминать
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
регион
Подробности
экономика
Земля поменяет хозяина?
Ковыкта: все идет по плану
Бизнес
"Серые" зарплаты обкрадывают бюджеты
Главный транспортный коридор России обновляется
Медицина
Исчезнет каждый десятый
Почему аист не летит?
Мир оптики
Секрет привлекательности
Наука
Задай вопрос ректору выбранного тобой вуза
Средне-специальное образование весьма популярно
Ракур
Спорт
Юные хоккеисты обещают прославить Шелехов на всю Россию
Зачем нужен детский спорт
Не просто команда
Общество
Доброе слово и внимание порой лучше лекарств
отдых
Где клады искать?
Псы на конях


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск