|
распечатать обсудить в избранное
|
Тема номера |
Северу не везет
СЕВЕРНЫЙ завоз практически завершен. Осталось доставить только 10% топлива. Об этом сообщил Николай ЯКОВЧЕНКО, начальник департамента по делам Севера администрации Иркутской области. Вода в Лене до сих пор держится на нормальной отметке, и власти надеются закончить кампанию в скором времени. В этом году навигация прошла без особых проблем, если не считать забастовку речников на Киренской и Алексеевской РЭБах. Однако остались некоторые вопросы, которые в следующем году грозят перерасти в большие проблемы.
И ПЕРВЫЙ вопрос - это финансирование. С деньгами с каждым годом становится все хуже. Из федерального бюджета на северный завоз в этом году было выделено 135,8 млн руб., при потребности Иркутской области в 1,19 млрд руб. В следующем году Москва может выделить еще меньше или вообще ничего, поскольку из федерального бюджета убрана строка отчислений на северный завоз. Кроме того, по словам Николая Яковченко, при перечислении средств из центра на доставку топлива и продуктов в северные районы никто не будет учитывать ни ограниченный срок завоза, ни транспортную доступность.
По-прежнему сложной остается ситуация на РЭБах в Киренском районе, которые и занимаются, по большей части, перевозкой топлива и продуктов в Катангский район и южные районы Республики Саха. Про Ленский флот циркулируют слухи, будто корабли будут перегнаны в Якутию. Рабочим не всегда вовремя платят зарплату. Николай Яковченко заверил, что пока работа на РЭБах идет в прежнем режиме. Однако, несмотря на прибыль, налоги предприятия перечислять не торопятся. Во многом это связано с тем, что речники в той же Киренской РЭБ не договорились со своим руководством. Остается надеяться, что ситуация на РЭБах прояснится.
Зато могут возникнуть проблемы с поставщиками. Одна из причин - долги муниципалитетов. Причем проблемой это становится для самих же поставщиков. В Бодайбинском районе право на завоз топлива в 2004 году выиграла красноярская компания. Между тем Бодайбо еще за прошлый сезон задолжало иркутским угольщикам около 60 млн рублей. Проиграв право на поставки угля, те лишились мощного рычага давления на своего должника. Сейчас решается вопрос, как погасить этот долг.
Немало хлопот принесет муниципальная реформа. В ходе ее действия районы раздробят на муниципалитеты, каждый из которых будет формировать свой бюджет. Как пояснил Николай Яковченко, поселения должны будут сами обеспечивать себя топливом и продуктами. Однако не все смогут с этим справиться.
Одно из решений вопроса о будущем северного завоза - сократить издержки на содержание коммунального хозяйства как одну из самых объемных статей расходов. С одной стороны, снизить расход топлива способна реконструкция теплосетей. С другой - сокращение собственно населения. "Как только в Москве решится вопрос о ликвидации нерентабельных поселков, - уточнил Николай Яковченко, - людей будем переселять, в основном инвалидов и пенсионеров". Надо сказать, в четырех северных районах Приангарья живет лишь три процента от всего населения области.
Как северный завоз будет дальше развиваться, никто не знает. Пока в областном бюджете на 2005 год, уточнил начальник департамента по делам Севера, на завоз предусматриваются субсидии.
Языком цифр
Затраты федерального бюджета на северный завоз в Иркутской области:
Потребность Выделили
2002 977 млн руб. 12 млн руб.
2003 1,018 млрд руб. 119 млн руб.
2004 1,19 млрд руб. 135,8 млн руб.
По данным департамента по делам Севера администрации Иркутской области
|
|
Наталья Димитриева
|
 |
 |
[an error occurred while processing this directive]
|
 |
|
|
 |