ИНТЕРНЕТ В СИБИРИ НЕ РАСТЕТ?
ИРКУТСКИЕ любители и профессионалы Интернета грустят: вклад региона во всемирную Сеть чересчур скромен. По данным регионального поиска Яндекс, количество сайтов местных предприятий не превышает 930 штук. Это в то время, когда Интернет шагает по стране, и количество российских пользователей всемирной паутиной вплотную подобралось к 15 млн. человек (а может, пока вы читаете эти строки, уже и преодолело этот рубеж). В то время, когда государственные мужи принялись обсуждать: нужен ли народу Интернет в том виде, в каком он есть сейчас, и не стоит ли ограничить его, от греха подальше, (что означает: виртуальное пространство заняло очень важное место в жизни народа).
НО НЕ слишком ли спешат господа интернетчики? Ведь даже электрическая лампочка в Иркутске появилась намного позже, чем в столицах. Может, и нет резона нашим предприятиям лезть в виртуальное пространство?
- В том то и дело, что есть, - считает Татьяна Галущенко, маркетолог компании "Центр Веб-решений". - Согласно ее данным, еженедельно порядка 100 тысяч иркутян пользуется Интернетом. Учитывая, что в областном центре проживает чуть менее 600 тысяч человек, получается, шестая часть населения Иркутска является активными пользователями Сети. Большинство их - это офисные работники с достаточно высоким уровнем доходов.
Иначе говоря, самая что ни на есть целевая аудитория - со средствами и потребностями - как раз обитает в виртуальном пространстве. Да и вы сами, господа, если под рукой есть выход в Интернет, куда полезете первым делом за справкой - в справочник или в Сеть? В девяти случаях из десяти - в нее, родимую.
- В таких условиях Интернет - это возможность постоянного диалога с потребителем. Ни телевидение, ни радио, ни другое средство массовой информации этого позволить не может просто в силу своего одностороннего воздействия. Посредством глобальной Сети можно решать, оповещать, рекламировать, продавать, да просто заявлять: вот, мы есть, и предлагаем то-то и то-то. Наконец, исследовать своего потребителя. Наиболее приемлемым вариантом при этом становится собственный сайт предприятия.
Однако не торопится наш предприимчивый люд в объятия виртуальной паутины. В чем дело?
- Не по карману, - уверена Татьяна Галущенко. - Сайт надо кому-то создавать - рисовать картинки, разрабатывать наполнение, поддерживать его работу, обновлять. А усилия профессиональных веб-разработчиков по созданию сайтов обходятся предприятию совсем не дешево (средняя цена лежит в пределах 30-60 тыс. рублей), и далеко не каждое предприятие может позволить себе эти услуги. Если же обращаться к программисту-одиночке стоимость услуг которого исчисляется от 3 тыс. рублей, то под вопросом останутся качество, функциональность, возможность обновления и модернизации сайта.
Есть, конечно, специальные программы для самостоятельной разработки сайтов, так называемые CMS - системы управления сайтом. (Совсем ведь не обязательно быть профессионалом, чтобы делать дельные, уж извините за каламбур, сайты. Одним из лучших сайтов, в свое время, признавалась страничка профессора медицины, который разработал ее специально для своих студентов). Однако стоимость таких систем может варьироваться от 3 тыс. рублей до 8 тыс. долларов, в зависимости от многофункциональности программы.
Правда, в ближайшем будущем, по мнению специалистов, региональный сегмент Интернета ожидает прорыв. Среди желающих обзавестись страничкой в Интернете популярность завоевывают особые программы-конструкторы сайтов. Предоставляются они, как правило, на условиях весьма доступной арендной платы. Технология выглядит таким образом: пользователь заходит на сайт разработчика и, введя свой логин и пароль, получает доступ к простой и легкой в использовании программе. В виртуальном пространстве он "по кирпичикам" собирает собственный сайт, какой требуют воображение и потребности. Уникальная технология конструкторов позволяет управлять созданным сайтом с любого компьютера из любой точки планеты, где есть доступ в Интернет. У владельца сайта отпадает необходимость приобретения сервера, где должен храниться его сайт, и программного обеспечения, которое нужно для его поддержки.
- Скорее всего, данную технологию следует рассматривать в ближайшей перспективе как наиболее приоритетную, - считает Татьяна Галущенко. - Тем более, что иркутские разработчики, что называется, поймали волну в этом направлении, и в ближайшем будущем должен появиться новый, местный продукт "Конструктор сайтов LightWeb".
Олег ТОЦКИЙ
"ВИСЯЧИЕ" ВИТРИНЫ
КУПИТЬ навороченный "мобильник" и заказать пиццу, не вставая из-за компьютера, - несколько лет назад такое показалось бы настоящей фантастикой. Сегодня это стало возможным благодаря Интернету и предпринимателям, ведущим свой бизнес в Сети. Появились свои Интернет-магазины и в Иркутске. На сегодняшний день их насчитывается уже больше десятка. Ассортимент предлагаемых товаров самый разнообразный: это и различная техника, и цветы, и канцтовары, и, конечно же, диски-диски-диски. Правда, не все из этих десятков действительно работают, да и те, что работают - скорее формально висят в Сети. А те, что висят не формально, все равно порождают немало вопросов.
ВОТ сайт магазина цветов. Куча изысканных букетов, корзина покупателю, регистрация - все что положено и... ни слова о том, сколько будет доставляться букет, как можно заплатить, как сообщить адрес, по которому следует послать букет... Будь у тебя хоть три входа в Интернет, все равно придется звонить по телефону и договаривать детали...
Подруга жены, перебравшаяся в Питер, взахлеб рассказывала как-то о покупке духов по Интернету: "На работу в назначенное время пришел курьер, принес пробнички, мы все понюхали, попробовали..." У нас не Питер, и не Москва. Никто не принесет и не даст понюхать.
- Бизнес в Сети для Иркутска пока что экзотика, - считает, Василий Лейтман, разработчик иркутских web-сайтов, - с одной стороны это, конечно же, удобно: сидя дома перед монитором, зайти в онлайн-магазин, изучить предложения и сделать заказ, а через какое-то время вам его доставят прямо домой. Только вот держится вся эта система на энтузиастах, которых раз-два и обчелся. Просто дело не очень-то и выгодное.
В открытие виртуального магазина нужно вложить немало денег: создание сайта и приобретение программного обеспечения встанут в копеечку. А ведь это - только начало. Хоть магазин и виртуальный, но товар-то в нем будет продаваться вполне реальный. Где его взять и хранить? Вести полноценную Интернет-торговлю может только предприятие, успешно занимающееся бизнесом в реальном мире. Но для таких магазин в Сети является всего лишь малоперспективным "довеском", работающим в основном на имидж. Чтобы добиться серьезной отдачи, магазин нужно постоянно продвигать в виртуальном пространстве, вкладывать немалые деньги в Интернет-рекламу, воевать за внимание покупателя.
А покупатель... Для него это тоже экзотика, и потому он чаще всего остается лишь потенциальным. Покупаемый товар, помимо всего прочего, хочется еще и повертеть в руках. Дмитрий Кравченко, хозяин одного из иркутских виртуальных магазинов признается: "Несколько десятков продаж в месяц - вот все, что дает этот магазин! И то, по иркутским меркам это еще довольно много. Люди не верят в гарантии, которые мы даем на свои товары. Сломается, мол, через полгода покупка, где кого искать? Хотя мы к этому вопросу подходим ответственно. Купил у нас недавно 75-летний дедушка сотовый телефон. Потом звонит: микрофон плохой, ничего не слышно. Обменяли мы ему телефон, он опять - с той же жалобой. И так четыре раза меняли. Потом выяснилось - дедушка-то глухой".
Получается, Интернет-бизнес в Иркутске, конечно же, есть. Но как-то несерьезно к нему относятся и местные обитатели Сети, и сами предприниматели. Первые все-таки хотят обедать в настоящих, а не онлайновых ресторанах, цветы покупать у живых цветочниц, а дорогую оргтехнику - в обычных магазинах. Да и сами бизнесмены предпочитают просто "вывесить" на своем сайте прайс-лист с контактными телефонами, а не лезть в сомнительные авантюры с организацией Интернет-магазинов. Цивилизация до нас не дошла.
Валерий ГОМЗЯКОВ
|
|