|
распечатать обсудить в избранное
|
Культура и искусство |
Такое кино
ДВАДЦАТЬ первый год ХХ века. Батальон "красных" идет в атаку на мятежный Кронштадт. Восемьсот бойцов бегут по Финскому заливу к бунтующей против революции крепости. Сухо трещат винтовочные выстрелы, то и дело кто-то из красногвардейцев спотыкается, наткнувшись на пулю, и, раскинув руки, заваливается на лед залива... Это одна из сцен документального фильма "Русская революция", совместной работы английского режиссера Гая ПЬЮ и россиянина Дмитрия ГОВОРУХИНА. В роли Финского залива - Иркутское водохранилище, батальон красноармейцев изображают девять иркутян, в основном студенты иркутского училища искусств.
РАБОТА над этой картиной длится уже более полугода. К рождеству фильм должен выйти на английских экранах, так что у авторов не было времени дожидаться, когда же Финский залив покроется льдом. Пришлось съемочной группе ехать туда, где лед уже есть - в Сибирь.
По профессии Игорь - продавец в оружейном магазине, который и предоставил для съемок винтовки. И на съемки приехал как специалист и представитель магазина - владельца оружия. А на месте выяснилось, что не хватает одного красноармейца, и Игорю, недолго думая, выдали обмундирование и послали "защищать революцию". "Весь день мы снимали разные сцены - по несколько дублей. Набегались по льду до упада. К тому же красноармейская форма очень непривычна и неудобна, особенно ботинки с обмотками. Обмотки постоянно разматывались, снег в обувь попадал. Вооружены мы были винтовками-трехлинейками: три боевых, из которых стреляли холостыми патронами, остальные - муляжи. По сценарию наш батальон состоял из "штрафников", за нашими спинами - пулеметы заградотряда, и отступать нельзя! Никогда не думал сниматься в кино, - смеется оружейник, - даже не знал, что его у нас снимают вообще..."
"Русская революция" далеко не единственный фильм, съемки для которого велись в Приангарье. Самым первым был "Домик на Байкале" - малоизвестная работа, одна из тех, что открывали в тридцатых годах прошлого столетия звуковой кинематограф. В 1969 году у нас были отсняты несколько сцен для фильма Сергея Герасимова "У озера". Съемки велись около Култука и в Глазковском предместье Иркутска. Засветились иркутяне и еще в одном фильме прошлых лет - в "Февральском ветре". "В кинотеатре гаснет свет. Начинается фильм о царской России. На экране - титры. И строчки бегут на фоне снятых в Иркутске кадров: набережная Ангары возле Белого дома, в коляску сажусь я - директор гимназии, - рассказывает иркутский актер Виталий Венгер, - а рядом моя "жена по сценарию" - Тамара Панасюк. Правда, больше на протяжении всей ленты ни нас, ни нашего города так и не показали. Зато в фильме хватает сцен, снятых с Михаилом Ульяновым в Забайкалье".
Об иркутских съемках "Звезды пленительного счастья" знает каждый иркутянин. Кстати, роль княгини Марии Волконской сыграла Наталья Бондарчук, которая в наши дни пробует себя в качестве режиссера. И в ее последней работе - фильме о Пушкине - снова мелькают иркутские пейзажи.
Зато немногим известно, что в роли кинорежиссера пытался выступать и наш земляк Евгений Евтушенко. "Детский сад" - так называется его кинопроба. Многие кадры были сняты на его малой родине - в Зиме. По сценарию, туда, к своей бабушке, добирается московский мальчишка, эвакуированный в 1941 году. А иркутяне, видевшие этот фильм, узнают в одном из эпизодов Крестовоздвиженскую церковь в центре Иркутска. Недалеко от нее по сценарию игралась свадьба, типичная в то время: сегодня в ЗАГС, завтра - на фронт.
Иркутск и Приангарье вообще нередко попадали на советские экраны. В последние годы приезжие режиссеры просто устроили паломничество на Байкал. Алексею Балабанову иркутские поклонники группы "Ленинград" обязаны концертом своих любимцев год назад в клубе "Мегаполис". Режиссер снимал новый фильм "Американец" (о судьбе предпринимателя-янки, заброшенного судьбой в сибирский край), для которого были необходимы кадры с шоу "Шнур и Ко" в иркутском ночном клубе. "Съемочная группа была большущая, около сотни человек, наверное, и снимали они у нас целые сутки - с утра и до утра", - рассказывает Инна Черных, художественный руководитель "Мегаполиса". Пока что, правда, этот фильм на экраны не вышел, и о судьбе его ничего не известно. Точно также вряд ли мы узнаем об успехе или провале свежеиспеченной "Русской революции" Гая Пью. Быть может, режиссер расскажет приятелям об эпизоде с Финским заливом, а через год-другой его коллеги вновь появятся здесь - скажем, снимать на Байкале... Северный Ледовитый океан.
|
|
Игорь Алексич
|
 |
 |
[an error occurred while processing this directive]
|
 |
|
|
 |