Совсем не средняя школа
500 МАЛОЛЕТНИХ ?крестьян? сами пекут хлеб, пасут стада коров и гусей, пашут поля и засеивают их ячменем и пшеницей. У них есть свои две котельные, водокачка, продовольственный магазин (на днях откроют еще и промтоварный). Нет, это не фермерское хозяйство, хотя бы потому, что у них на балансе находятся еще дом культуры, детский сад и шесть малокомплектных сельских школ. Такую нагрузку не возьмет ни один предприниматель, поэтому ее взяла на себя? школа.
КОГДА-ТО средняя школа №1 поселка Харик Куйтунского района была такой же, выражаясь есенинским языком, ?как сто тысяч других в России?. Сегодня, по данным Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области, аналогов в нашем регионе ей нет, возможно, что и по стране второй такой не сыскать.
Купить учебники и... уголь
В БЫЛЫЕ времена поселок Харик славился своим хозяйством на всю область. В советскую пору здесь был крупнейший совхоз, птицефабрика, свиноферма. Сегодня от них остались только память да остовы разобранных по досточкам строений. На фоне этой разрухи стоят единственная в поселке красивая и ухоженная школа, дом культуры и детский сад. Это все - центр образования ?Альянс?, который создала директор школы №1 Галина Домбровская. Как сама она говорит, для того чтобы выжить. В центре учатся около 500 детей, еще 57 - ходят в садик.
- В районе идет целая кампания по закрытию детских садов, - признается Галина Дмитриевна. - Они находятся в ведении муниципалитетов, а денег на их содержание в местном бюджете нет. Один из двух детсадов в Харике уже закрыли, остался только тот, что мы взяли на свой баланс. Детский сад важен потому, что он отвечает за всестороннее развитие ребенка, его подготовку к школе. Дом культуры нам также необходим, ведь мы вторая по количеству учащихся школа в районе, теперь есть где проводить свои многочисленные школьные мероприятия, да и для разных творческих кружков место самое что ни на есть подходящее. Раньше клуб принадлежал совхозу, так последнее время запущенный стоял, вот мы его себе и забрали. Вернули к жизни, можно сказать. Причем на содержание ни школы, ни детсада, ни клуба мы денег не получаем - все за свой счет, район нам оплачивает только ставки учителей и воспитателей. У нас собственные две котельные. Так что не только учебники, но и уголь приходится закупать. Другой раз я ночь не посплю - схожу проверю, как кочегары работают, зато зимой дети всегда в тепле.
Мама для всей деревни
ГАЛИНА Домбровская не ?миллионерша?, не меценатка. Уже не один год, как она организовала в школе приусадебное хозяйство. Теперь овощи, мясо, молоко у школы свои. Есть при ней крупнейшее в районе овощехранилище - по весне семенная картошка неплохой доход приносит. Хлеб тоже собственного изготовления - пекарню хорошую построили. Так что продуктами и школа, и детсад полностью обеспечены. Изрядная часть идет на продажу. Недавно восстановили заброшенную водокачку: купили трубы, насос. С тех пор забыли о проблемах с питьевой водой. Ее, воду, кстати, тоже продают. Приносит денежку в общую копилку и школьный трактор: всему поселку огороды пашут. ?Я сама дочь председателя колхоза, - смеется директор школы. - И все эти сельские хлопоты мне очень близки?. Кстати, в Харике Галину Домбровскую местные жители называют ?мамой?. Забота о детях невольно оборачивается заботой об их родителях. Кроме как при школе, в поселке негде больше работу найти.
Вот так школа и живет. Зарабатывает не только на пропитание. ?Это раньше мы боролись за выживание, а сейчас наша работа больше направлена на развитие личности ребенка?, - говорит Галина Дмитриевна. В иных деревенских школах дети за самодельными партами на чурочках сидят, здесь же большинство классов укомплектовано современной школьной мебелью, магнитными досками. Недавно к уже имеющемуся компьютерному классу прикупили еще шесть компьютеров. В клуб музыкальный центр с караоке купили, а в методический кабинет - цифровой фотоаппарат. Взяли шефство над филиалом районной библиотеки, теперь книжный фонд школы пополнился на 31 тысячу книг. Сделали в доме культуры целых три музея: школьный, краеведческий и посвященный Великой Отечественной войне.
- Есть у нас большая проблема, - жалуется директор. - Это нехватка транспорта. Дело в том, что в состав нашей школы входят еще шесть малокомплектных школ из близлежащих деревень - всего 120 детей. По-доброму всех детей нужно привозить на учебу к нам, в Харик, а для этого нужны автобусы. Те, что у нас имеются, доживают уже третий десяток, такие уже и не выпускают. Автобусы - не компьютеры, деньги на их приобретение нужны очень большие, самим нам столько не заработать.
|
|