Бензиновое завтра
?ТЫ только посмотри - бензин на двадцать копеек подешевел! - воскликнул наш водитель, когда мы проезжали мимо очередной автозаправки. - Неужто и впрямь дешеветь начал по-настоящему, или это только до весны?? И в самом деле, как будут складываться цены на бензин в наступившем году?
ЭТИ вопросы сегодня волнуют не только автомобилистов, хотя их особенно. Уж как-то так получается, что в Иркутской области, где свой нефтеперерабатывающий завод под боком, бензин стоит рубля на полтора-два дороже, чем в Красноярске (где топливо привозное, с нашего АНХК).
- Все еще очень неопределенно, - считает Дмитрий Федотов, председатель комитета по экономическому анализу и прогнозированию администрации Иркутской области, - то незначительное снижение цен, которое мы сейчас наблюдаем, скорее всего, носит сезонный характер. С наступлением зимы многие владельцы ставят свои машины в гараж до теплых дней, замирает и сельское хозяйство, а потому цены несколько снижаются. Хотя не исключено, что на снижение цен повлияло и обращение президента страны к крупным нефтяным магнатам с предложением подкорректировать свою ценовую политику. Как будет складываться ситуация в дальнейшем, сказать пока сложно. Тут все зависит от многих факторов, которые решаются на федеральном уровне: и от изменений в законе о налоге на добычу природных ископаемых, которые обсуждаются сейчас в Госдуме, от акцизов и экспортных пошлин. От действий государства в отношении ЮКОСа, в конце концов. И тем не менее рискну сделать более или менее конкретный прогноз: если за прошлый год цены на бензин выросли примерно на треть, то в году наступившем, я считаю, они вряд ли поднимутся более, чем на 10%.
Но, как бы там ни складывались дела в федеральном центре, не стоит забывать и о том, что 95% оптовых поставок нефти в Иркутскую область производит ВИНК ЮКОС (по данным территориального управления Федеральной антимонопольной службы), а переработкой ?черного золота? в бензин занимается Ангарский комбинат, также являющийся структурным звеном ЮКОСа. Хотя, как говорит Валентина Заморина, возглавляющая территориальное управление ФАС в Приангарье, ?АНХК - всего лишь переработчик нефти. Ни сама нефть, поступающая к ним, ни продукты, получаемые на выходе, комбинату не принадлежат. Так что все зависит от того, кто именно будет поставлять нефть на АНХК в наступившем году. А это пока, по крайней мере для меня, - открытый вопрос?.
В самом же ЮКОСе нам пояснили, что основным поставщиком нефти на АНХК являлась компания ?Томскнефть?, которая также принадлежит этому нефтяному гиганту. Будет ли ?Томскнефть? продолжать поставки в Ангарск, зависит от того, какие дальнейшие шаги предпримет государство в отношении ЮКОСа.
Напомним, что в конце прошлого года компания ?Юганскнефтегаз? перешла в собственность государства. И хотя нефть из Юганска поступала на АНХК лишь в качестве технической примеси, это событие аукнется и в Иркутской области, считают независимые заправщики. Дело в том, что с переходом ?Юганскнефтегаза? в руки государства большая часть нефти, которой раньше распоряжался ЮКОС, попала в его ведение. То есть государственные мужи получили дополнительный рычаг, с помощью которого смогут более результативно регулировать цены на бензин. Примером тому наши собеседники называли Ачинский перерабатывающий комбинат, где ?новорожденная? Роснефть значительно потеснила ЮКОС - теперь он осуществляет лишь 70% поставок нефти вместо прежних 100%. И буквально сразу же цена на бензин, выпускаемый в Ачинске, снизилась на 300-400 рублей за тонну.
Ну и, наконец, экспортная цена на нефтепродукты в декабре снизилась, и, очень возможно, будет продолжать падать. То есть вот-вот наступит или уже наступил момент, когда экспортировать бензин станет попросту невыгодно. Соответственно, большая его часть будет оставаться в стране, а это, в свою очередь, должно вызвать понижение цен и на нашем рынке.
|
|