Лучший кадр можно ловить годами
Величайший художник мира - это сама природа, нет более искусного создателя, чем она. Надо обладать огромным талантом, определённым состоянием души, чтобы отражать эту нерукотворную красоту. На выставке Бориса Дмитриева что ни фотография - то произведение искусства.
Экспозиция "Воспоминания", посвящённая 70-летию В.Г. Распутина, включает в себя около 60 работ иркутского фотохудожника. Байкал, р. Лена, Алтай, Тобольск, Саяны, Абакан, Колыма, Америка. Это лишь малая часть тех мест, которые за 40 лет он посетил и чье великолепие запечатлел в своих работах.
- Борис Васильевич, работая, где вы больше проводите времени: в мастерской или на природе?
- Больше времени, я провожу, конечно, на природе, но это не значит, что каждый день я делаю первоклассные кадры, это очень сложно бывает. Если ты за день сделаешь один хороший кадр, настоящий, то это прекрасно.
- Давайте поговорим о работах, связанных с Валентином Распутиным, также вот у вас висит портрет композитора Валерия Гаврилина. Что для вас значит фотопортрет?
- Дело в том, что когда мы познакомились с Валентином Григорьевичем, это было 40 лет назад, я сразу же попросил его позировать. Я снимал его в городе, но как бы ненавязчиво. Не злоупотреблял этим. И совсем недавно, перебирая свои архивы, я обнаружил плёнки, которые даже не печатал. Это были самые первые съёмки: вот он такой молодой, нам тогда было по 30 лет с небольшим. Всю подборку можно увидеть в библиотеке им. Молчанова-Сибирского, я им подарил 10 портретов.
- Человек позирует вам специально, или ловите момент?
- Когда с человеком работаю долго, иногда часами, необходимо войти с ним в контакт, чтобы он меня почувствовал, тогда начинаю снимать. И уже интуитивно чувствую, какой кадр попал "в десятку". Логически это не объяснишь. То есть, я передаю то его состояние, которое считаю главным.
- Никто не чувствует себя при этом принуждённо? Как вы этого добиваетесь?
- Я долго жду, когда человек будет раскован, когда он не будет видеть камеру. В ожидании этого проходят иногда часы. Портрет Гаврилина я снимал в Петербурге, самый удачный мой портрет, и, между прочим, я его ещё не выставлял, нигде он не публиковался. С Валерой несколько часов мы ходили по городу, потом я поставил его возле двери старого дома, делаю серию снимков. Вдруг из этого дома выходит какой-то человек в шляпе, и я понял, что вот он, тот самый кадр. Вообще, я стараюсь, чтобы человек был не один, обязательно должен присутствовать какой-то конфликт, мужчина и женщина, например.
- Вы сказали, что ищете момент, наблюдаете, но как вы в природе находите эти моменты? Вообще, о красоте Сибири можно судить по вашим работам.
- В природе бывает так, что я могу один и тот же сюжет снимать несколько лет подряд, чтобы достичь уровня perfect, "совершенный". Чтоб кадр был, что называется, ни добавить, ни убавить. Как, например, я сделал Тобольский Кремль. Всё уже, для меня это эталон. Каждый раз, когда я прилетал в Тобольск, я шёл и снимал Кремль, но результат меня не удовлетворял. Находясь в очередной раз в Тобольске, я увидел, что с севера идут красивые кучевые облака, и понял, что это моя судьба. Побежал, забрался на холм и сидел несколько часов. Я дождался этого кадра.
- Люди не удивляются тому, что сидит какой-то чудак и за чем-то наблюдает? Или вы уже не обращаете на это внимания?
- Я не замечаю уже. Раньше, когда я снимал старый Иркутск, были даже конфликтные ситуации.
- Что вы испытываете, находясь в горах, в лесу? Природа подпитывает вас?
- Я себя чувствую человеком только на природе. Я растворяюсь в ней и дышу полной грудью. В городе - это смерть.
- Для кого вы делаете свои работы, кого мысленно представляете?
- Во-первых, я делаю их для себя. То есть, как художник пишет картину - для себя. А потом выставляю её на суд. Иногда ты что-то делаешь, и тебе кажется, что это очень здорово, но проходит какое-то время, и ты видишь, что был под самогипнозом. Вещь должна отлежаться. После этого уже можно или выставлять её или, наоборот, отложить.
Экспозиция "Воспоминания" в выставочном зале Иркутского художественного музея будет работать до 18 марта.
|
|