Россериал

№6 (455), 8 февраля 2006 года
Свежий номер Труба нужна, но строить ее надо по- человечески В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Наука и образование

Нефть убежит - не догонишь


   "Байкал дороже нефти", - протестуют экологи. "Это все происки мировых конкурентов", - глубокомысленно замечают политики. "Сейчас такие технологии - никакие землетрясения не страшны", - упорствуют строители. 20 минут - и нефть в Байкале, подсчитали лимнологи.
   СПОРЫ вокруг строительства нефтепровода на берегу Байкала разгорелись с новой силой. Так нужны ли нам "прочные позиции на мировом нефтяном рынке", или все-таки Байкал дороже нефти? Заместитель директора института земной коры СО РАН Кирилл Леви считает, что трубопровод строить нужно, но при этом не забывать о самом сильном противнике - природе.

   35 часов и 20 минут
   - ХОТЕЛОСЬ БЫ вспомнить: было несколько вариантов строительства трубопровода. По идее из множества решений выбирают лучшее. Неужели все варианты оказались настолько плохи, что "Транснефть" отдала предпочтение трассе, которая вызывает сегодня столько споров?
   - Изначально было два варианта - "южный" и "северный". Последний как раз и выбрала компания. Но на самом деле ни один из этих вариантов неприемлем. При прохождении трассы на юге Байкала трубопровод пересекает много рек, которые впадают в озеро. При разрыве трубы нефть может попасть в Байкал. Однако по водосборной зоне реки Селенги, например, южная трасса проходит на расстоянии 614 км от озера. Поэтому при возникновении нештатных ситуаций нефть достигнет озера только через 4-6 суток. А это значит, что можно успеть ликвидировать пятно до того, как оно попадет в Байкал.
   По "северному" варианту при разрыве трубы нефть попадет в Байкал максимум через 35 часов, минимум через 20 минут! За такое время локализовать аварию невозможно. При этом трасса проходит в непосредственной близости от охраняемых территорий: заказника "Верхнеангарский", природного парка "Ярки", государственного заказника по охране птиц.
   Южный маршрут, кстати, тоже проходил бы через Тункинский заповедник. Нефтяная компания просто пошла по более легкому пути - решила проложить трубопровод вдоль Байкало-Амурской магистрали. Железная дорога облегчала бы передвижение строительной техники.
    "Нет технологий строительства в 10-балльной зоне"
   - НО "Транснефть" заявляет, что при строительстве нефтепровода будут использованы новейшие технологии, которые не допустят разрыва трубы...
   - "Транснефть" до сих пор не может даже спрогнозировать, сколько нефти выльется при разрыве трубы. Нельзя полностью полагаться на современные технологии. А способа строить в 10-балльной сейсмичной зоне еще не придумали. Никто в мире не будет строить в таких условиях!
   - В проекте компании фигурирует 8 баллов...
   - Я не знаю, откуда они брали эти данные. Складывается впечатление, что разработчики использовали материалы изысканий при строительстве БАМа. А ведь с 1970-х годов инженерно-геологическая обстановка существенно изменилась. Для примера - в районе Северо-Муйского тоннеля отмечается густая сеть разломов, иными словами, трещин в земной коре. Это значит, что здесь вероятны землетрясения силой в 10-11 баллов. А "Транснефть" намерена протащить трубу как раз через Северо-Муйский тоннель, мотивируя тем, что она обойдет сам разлом. Но это ничего не даст - высокая сейсмическая опасность в этой части Байкальской рифтовой зоны сохраняется на протяжении нескольких сотен километров. Кроме того, в районе Северо-Муйского тоннеля и сегодня постоянно пробиваются наружу подземные термальные источники. Горячая вода сама по себе агрессивна. А термальные воды, в которых есть и сера, и хлор, и щелочь, и вовсе легко разъедят трубу.
   А ведь помимо землетрясений и термальных вод в тех местах нередки оползни, обвалы, осыпи, лавины, наледи. Невероятно опасны селевые потоки. В 1971 году во время паводка потоки грязи забивали пролеты мостов! Корежило и сносило опоры! Сомневаюсь, что под действием разбушевавшихся селевых потоков нефтепровод устоит.
    "Крайний северный" вариант
   - ПАРАДОКС получается: байкальская природа угрожает нефтепроводу, поэтому нефтепровод опасен для природы. Может, и не нужен он?
   - Мы предлагали "крайний северный" вариант, предусматривающий обход Байкальской горной области по территории Сибирской платформы. Маршрут трубы выглядел бы так: Тайшет - Усть-Кут - Ленск - Хани - Тында - Хабаровск - Тихий океан. Тут и сейсмичность пониже - до 7 баллов, нефть в случае аварии в Байкал не попадет. Более того, трасса магистрального нефтепровода пройдет в непосредственной близости от других нефтяных месторождений нашей области и Якутии, которые можно будет подключить к трубопроводу.
   Хотя и при этом варианте есть свои "но". Нормальную эксплуатацию сооружения могут осложнить многолетняя мерзлота, оползни, эрозия почв и карст. Но при соблюдении всех строительных норм и геоэкологических ограничений можно избежать катастрофы. Мы предлагали "крайний северный" вариант еще два года назад. Но "Транснефть" пропустила его мимо ушей. Возможно, ее пугает удлинение трассы в разы. На первый взгляд оно удорожает строительство. Однако трубопровод пройдет по равнинной местности. В итоге количество перекачивающих станций сократится в несколько раз. Например, в горах эти станции нужно устанавливать в 20 км друг от друга. На равнине - в 100 км. При прокладке трубы по "крайнему северному" варианту в разы уменьшатся расходы на антисейсмические мероприятия. Все это приведет к значительному удешевлению строительных работ.
   Включая в освоение нефтяные месторождения севера нашего региона и юга Якутии, мы повысим экономический потенциал этих отдаленных территорий и решим целый ряд социальных проблем. Например, разовьется система путей сообщения, а местное население получит рабочие места.
   Природа в войне всегда побеждает
   - МОЖЕТ, "крайний северный" вариант все же имеет свои экономические недостатки, если нефтяники не уделили ему должного внимания?
   - Не знаю... К нам только один раз обратились с просьбой провести изыскательные работы. Причем нашим сотрудникам заказали обследование лишь разрывов на поверхности земли, которые появились в результате землетрясений. Но так не делается. Нужно полностью проводить изыскательные работы на территории прохождения трубы.
   Никто не против этой трубы. Если есть нефть, ею надо торговать. Но прокладывать трубу нужно по-человечески, с соблюдением всех норм. Необходимо думать не только о быстрой наживе, но и о будущем - не о своем, так своих потомков. Вот и БАМ строили "по-быстрому" и местами проложили железную дорогу там, где нецелесообразно. Угробили огромное количество техники и людей. С природой надо в согласии жить, а не воевать. Если человеческие сооружения идут вразрез с природными условиями, они будут уничтожены. Природа найдет способ.
   Фото Вадим КАНТОР Greenpeace
   Кстати
   Депутаты Государственной думы Сергей КОЛЕСНИКОВ и Виталий ШУБА готовят поправку к Водному кодексу РФ, которая предполагает выделение озера Байкал в особый объект, деятельность на котором должна осуществляться по отдельному положению кодекса. В нынешней редакции Водного кодекса крупнейший пресноводный водоем в мире приравнен к прочим водным объектам России. Соответственно, хозяйственная деятельность на озере должна осуществляться по общим положениям. Иркутские парламентарии считают: озеро Байкал является объектом национального значения, следовательно, любая деятельность на его территории должна регулироваться особым положением.
   А в это время:
   Рассмотрев выводы экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта строительства первой очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", Ростехнадзор все-таки пришел к заключению, что они не соответствуют требованиям федерального закона "Об экологической экспертизе", поскольку содержат нечеткие формулировки и определения, а также недостаточно обоснованны.
   На основании этих выводов Ростехнадзор издал приказы, которые устанавливают несоответствие материалов ТЭО трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" экологическим требованиям. Проект, по заключению Ростехнадзора, необходимо доработать, а работу экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов продлить на 30 дней.
   
   

   Беседовала Елена Пшонко    
АиФ


Тема номера
Чтобы изменить армию, надо изменить общество
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
Вопросы губернатору
Регион
Подробности
Образование
Чистка вузов началась
Труба нужна, но строить ее надо по- человечески
Общество
Уважаю тех, кто зарабатывает своим трудом
Наш общий дом
Иркутское производственно предприятие Герваси представляет
Что в потребительское корзине?
Сам себе производитель, сам себе эксперт
Новости компании
Протяни руку помощи!
Транспорт
Региональный Альянс+ представляет
1 маршрутка в 7 секунд - это много
Любой договор обязательного автострахования заключается на год
Бизнес
Новые правила и услуги компании Сибирьтелеком
Я-молодой
Начинающему музыканту необходимы 15-20 тыс. руб.
Спорт
Лыжня Росси-2006 - семейный марафон
Конкурс
Ура! Подарки!
Случай
Мысли накануне Турина-2006


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск