Россериал

№16 (465), 19 апреля 2006 года
Свежий номер Депутаты хотят большего контроля над обладминистрацией В номере
Архив
Спец. проекты
Аифория
Команда
Реклама
АиФ в Восточной Сибири
Форум
Подписка:
Подписаться
Отписаться
Наш e-mail:
реклама на сайте
Rambler's Top100
Распечатать распечатать Обсудить обсудить В избранное в избранное Политика

Свое одеяло не греет


   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   Часть депутатов регионального парламента намерена усилить контроль над областной администрацией. Ими инициировано несколько соответствующих поправок в Устав области, которые планировалось рассмотреть на сессии ЗС 19 апреля.
   ОДНАКО спикер регионального парламента Виктор Круглов за два дня до заседания принял решение перенести их обсуждение на следующую майскую сессию, так как сейчас рассмотрение этого вопроса непринципиально. В свою очередь полномочный представитель главы региона в Законодательном собрании области Петр Парцей считает намечающееся изменение Устава и вовсе нецелесообразным.

   В Устав области "бегали" 17 раз
   - УСТАВ Иркутской области - весьма серьезный документ. И он разрабатывается не на один день. Меня смущает, что слишком часто мы обращаемся в него с изменениями. Начиная с 1995 года, когда был принят Устав, в него 17 раз вносились различные поправки. Как только новое Законодательное собрание приступает к своим обязанностям, сразу же начинает работу с изменений в Уставе. Я наблюдаю уже четвертый созыв депутатского корпуса региона. Каждый раз приходят новые люди со своими взглядами на действительность, на свое будущее. И начинают себя проявлять активностью и инициативностью. От этого и происходят различные обострения.
   - Но ведь со временем многое меняется, а значит, нужно приспосабливать к современности и законодательную базу.
   - Да. Были моменты, когда Устав требовалось приводить в соответствие с федеральным законодательством. Но складывается впечатление, будто мы прибегаем к этому нормативному акту и по нужде, и без нужды. Устав области имеет тот же статус, что и для России Конституция, которая, кстати, была принята в 1993 году. С этого времени в нее не было внесено ни одной поправки, хотя изменения происходят и в экономической, и политической, и других сферах. На мой взгляд, это правильно.
   - Инициаторы утверждают, что данные поправки необходимы для совершенствования системы взаимодействия исполнительной и представительной властей. Так ли это?
   - Взаимодействие между ветвями власти уже установлено Конституцией России и федеральным законом "Об общих принципах организации власти субъектов...". Я полагаю, что система взаимодействия основывается на разделении полномочий при решении общих задач. Усовершенствовать можно и нужно только взаимоотношения между людьми. Для этого нужно соблюдать три условия: взаимоуважение, взаимопонимание и взаимотерпимость к недостаткам друг друга. Вот здесь как раз и есть проблемы, которые не решить с помощью изменений в Уставе области.
   "Нужна система сдержек и противовесов"
   - СОГЛАСНО вносимым поправкам депутаты пытаются расширить свою власть. Например, прописано, что они имеют право участвовать в формировании кадрового состава обладминистрации.
   - Если Законодательное собрание области желает участвовать в формировании органов исполнительной власти, почему бы не предоставить возможность и областной администрации участвовать в формировании кадрового состава представительных органов. Если же региональный парламент имеет право выразить недоверие руководителям иных исполнительных органов власти, пусть и губернатор имеет право распустить депутатский корпус в этом случае. Ветви власти должны быть уравновешены в своих полномочиях, чтобы не довлели друг над другом.
   Кстати, споры по поводу объема полномочий между ветвями государственной власти были и в других регионах страны. Эти разногласия неоднократно решал Конституционный суд. Суть его решений как раз и сводилась к следующему - организуйте свое взаимодействие как хотите, но при этом должна быть система сдержек и противовесов. Вот когда президент страны стал рекомендовать представительным органам власти кандидатуры губернаторов на утверждение, в законе ведь прописали, что в случае двукратного ее отклонения депутатский корпус может быть распущен. У нас же ничего подобного нет. Поэтому вносимые поправки могут создать дисбаланс между исполнительной и представительной властью.
   Есть еще одна немаловажная поправка в Устав, согласно которой губернатор обязан лично на сессии ЗС в декабре предоставлять отчет об итогах социально-экономического развития региона. Он ОБЯЗАН. Инициаторы также пишут в поправках - "могут потребовать внеочередного доклада от губернатора или его заместителей". Потребовать можно только от подчиненных. Я считаю, что это попытка установить явную подотчетность, подчиненность одной власти другой. Это не только некорректно, но и незаконно.
   Конфликта можно избежать
   - ТО ЕСТЬ депутаты этими поправками нарушают закон?
   - И да, и нет. Дело в том, что в федеральном законодательстве много неопределенностей. Например, Федеральный закон "Об общих принципах организации власти субъектов..." дает возможность вносить все эти поправки в Устав области. В то же время в Конституции и этом законе прописано, что органы законодательной и исполнительной власти самостоятельны. А это значит, самостоятельно формируют свои структуры, самостоятельно расходуют выделенные для них бюджетные средства, самостоятельно ведут кадровую политику. Вот и получается, в одном случае написано "самостоятельно", в другом - "вправе участвовать в формировании исполнительной власти". Это уже несовершенство федерального закона, который должен строго очертить пределы и объем полномочий ветвей власти. Иначе эти структуры определяют их рамки по собственному усмотрению.
   - Если поправки в Устав утвердят, это приведет к обострению взаимоотношений между исполнительной и законодательной властями?
   - Не берусь прогнозировать. Я всегда призывал и призываю к разумности поведения, к истинному взаимопониманию и сотрудничеству не на словах, а на деле. Именно это позволит избежать обострения между ветвями власти. Кроме того, сегодня нужно начинать разработку проекта Устава нового объединенного субъекта с учетом особого статуса Усть-Ордынского Бурятского округа, новой жизни, новой реальности, нового территориального устройства. Поэтому, по моему личному мнению, вносимые поправки в Устав преждевременны и не вызываются никакой жизненной необходимостью.
   Фото Е. КОЗЫРЕВА
   
   

   Беседовала Елена Пшонко    
АиФ


Тема номера
20 млн руб. - в урны для голосования
Вопрос-ответ
Вопрос-ответ
регион
Подробности
Байкал исключили из Кодекса
Фотофакт
Фотофакт
Политика
Депутаты хотят большего контроля над обладминистрацией
Обратная связь
Обратная связь
Общество
"Кто есть кто в Иркутске и Иркутской области"
Чем раньше начнете копить, тем богаче будете жить
Зона риска
Меры безопасности
В Большой Речке участковывй застрелил местного "авторитета"
Предприниматель забирает паспорта и оленей
Миллион доз
Экономика
В рекреационной зоне Байкал обретет человеческое лицо
Здоровье
Воздержитесь от яиц и колбасы
Отбой изжоге
Прекрасное зрение - каждому
Секрет красоты
Культура
"Рыбий глаз" открывает сезон
конкурс
Клуб любителей эпистолярного жанра


© Аргументы и факты в Восточной Сибири, 2001. Копирование запрещено.
Дизайн и поддержка: Сибирская WEB-мастерская
Хостинг: Деловая Сеть - Иркутск