Оазис для туристов
Нынешнее лето Прибайкалье, вполне вероятно, встретит в статусе туристско-рекреационной особой экономической зоны, что, по замыслу Правительства, должно стимулировать еще больший приток желающих увидеть жемчужину Сибири. Но, как и до всякой жемчужины, до Байкала сначала еще нужно добраться...
КАК театр начинается с вешалки, так и рекреационная зона начинается не с кемпингов, а с дорог, к ним ведущих. А их у нас, скажем прямо, не так много - и не так, чтобы очень комфортных. "Показательная" трасса Иркутск - Листвянка не в счет. О перспективах в развитии транспортной инфраструктуры нам рассказывает Ирина Рютина, руководитель департамента туризма администрации губернатора Иркутской области.
Электричество есть, на очереди - дороги
- 17 МАРТА Госдума приняла в первом чтении законопроекты, касающиеся создания и функционирования туристско-рекреационных особых экономических зон. Их поддержали свыше 400 депутатов (при необходимых 225). А в эти дни, 19-20 апреля, проходит уже второе чтение. Ожидается, что до окончания весны законопроекты приобретут статус законов. И в Прибайкалье, скорее всего, появятся такие зоны. Конечно же, для их успешного развития недостаточно одних только налоговых льгот, предусмотренных законодателями. Нужно создавать практически с нуля всю инфраструктуру - электричество, связь и, естественно, дороги. По нашим расчетам, для одной только Ольхонской зоны на эти цели понадобится порядка 2 млрд рублей. Электричество туда уже провели в прошлом году, теперь надо "тянуть" хорошую дорогу до Хужира. Если от Иркутска до Баяндая она еще вполне приличная, то от Баяндая до МРС (особенно после Еланцов) частенько встречаются разбитые участки. А дальше - совсем уж головная боль - паромная переправа и "гравийка" до Хужира. Эти расходы будут оплачены из бюджетов всех уровней - федерального, областного и муниципальных.
Помимо этой трассы в предложениях о развитии дорожной сети, предоставленных областной администрацией в Департамент особых экономических зон, - расширение дороги до Листвянки, а также расширение, ремонт и реконструкция трассы Иркутск - Улан-Удэ. Туда же мы подали и свои предложения по развитию воздушного транспорта. Речь идет о создании полноценного аэропорта в Хужире и пяти вертолетных площадок - в том же Хужире, в Песчаной, Бугульдейке, МРС, Заме, Солнечной.
Круизы по всемирному наследию
НАИБОЛЕЕ полно и масштабно наши предложения развиты в заявке о включении Приангарья и Бурятии в федеральную программу о развитии туризма. Здесь наши "запросы" включают новые пассажирские маршруты в те места, куда затруднительно добраться автотранспортом. Неторопливые водные круизы по красивейшим местам. Дальнейшее развитие яхтенного спорта. Но для всего этого также нужна целая инфраструктура: причалы, заправки (не автомобильные - корабельные), суда для сбора подсланевых и сточных вод и многое другое. На все это требуется значительное количество финансовых средств частного капитала и федеральных инвестиций.
Однако для развития своей транспортной сети область что-то может сделать и самостоятельно - и делает это. Так, в этом году из областного бюджета выделено 65 млн рублей на реконструкцию трассы Иркутск - Большое Голоустное - этот прибайкальский поселок манит к себе все больше приезжих туристов, но на последних километрах дорога там просто ужасная, особенно в распутицу. 20 млн рублей выделено и на реконструкцию дороги Баяндай - Еланцы. И это, увы, все. Так что на принятие закона и новый статус мы возлагаем большие надежды. Остается дождаться третьего чтения, и, возможно, уже в мае будет объявлен тендер по созданию туристско-рекреационных ОЭЗ, в котором будет участвовать и Приангарье. Но даже если у нас и появятся туристско-рекреационные зоны, поступления федеральных средств стоит ожидать не ранее 2007 года - и то если мы успеем попасть в уже формирующиеся бюджеты. Скорее всего, какие-то реальные изменения мы почувствуем лишь в 2008-2010 годах.
Фото Е. КОЗЫРЕВА
|
|