Один не знает, другой молчит
В НОВОМ году иркутяне вдруг принялись забрасывать городской отдел по защите прав потребителей жалобами на? банки. Горожанам не нравятся условия, на которых некоторые банки кредитуют покупки различных товаров.
С НАЧАЛА этого года в отдел по защите прав потребителей администрации Иркутска поступило 15 жалоб. Хотя за весь 2004-й год подобных обращений было всего 14. Интересно было бы знать, что тому причиной: то ли покупать стали больше, то ли иркутяне стали смелее? Любопытно, что в других городах области такого бума пока не наблюдается.
Скрытая невыгода
ВИКТОР Низовцев, начальник отдела по защите прав потребителей администрации Иркутска, связывает это с тем, что банки увеличивают объемы кредитования, и некоторые из них стали использовать для привлечения клиентов ?разные уловки, которые по своей сути иначе как мошенничеством не назовешь?. Хотя из множества банков, работающих в областном центре, жалобы, справедливости ради заметим, поступают на единицы.
Большинство нарушений связано с непредоставлением полной информации о кредитах. Например, банк дает рекламное объявление о снижении процентной ставки по кредиту. Покупателя такая ситуация, конечно, привлекает. Он оформляет договор, а потом вдруг выясняется, что величина комиссионных платежей, которые клиент должен выплатить банку за открытие и обслуживание счета, превышает в полтора-два раза сами выплаты по процентам за кредит. В городском отделе по правам потребителей знают случаи, когда люди по такой схеме вынуждены были переплачивать за товар до 70% от его стоимости! Понятно, что в рекламе о дополнительных взносах вроде комиссионных, страховок и т.п. не говорится ни слова.
Сложность ситуации в том, что повлиять на такие банки, убедить их раскрывать в рекламе всю информацию о кредитах - сложно. В противоречие вступают два закона - ?О защите прав потребителей? и ?О банках и банковской деятельности?. Банки руководствуются последним. Однако в нем ничего не сказано о достоверной и недостоверной рекламе.
Однако отдел по защите прав потребителей все-таки взял на рассмотрение семь жалоб и пытается помочь обратившимся гражданам. Некоторые банки идут навстречу своим клиентам. Признают их требования правомерными и устанавливают более щадящие комиссионные, при этом пересматривая и свою рекламную кампанию.
Сначала читай, потом пиши
ЖАЛОБ могло бы быть намного меньше, если бы покупатели изучали хоть немного те документы, которые подписывают. Но сами покупатели в большинстве своем до сих пор свято убеждены в том, что их потребительские права обязаны отстаивать кто угодно, кроме них самих. Как отмечают в комитете по защите прав потребителей, практически все обратившиеся к ним с жалобами не читают договор перед тем, как подписать, или читают невнимательно. Соответственно, не подозревают о многочисленных юридических нюансах. Учитывая юридическую неграмотность и неумение защищать свои права подавляющего большинства населения, сами банки выступили с инициативой разработать для всех банков страны, занимающихся потребительским кредитованием, стандартный кредитный договор с четким указанием всех выплат, не отягощенный разного рода терминами.
Пока же нередко взаимоотношения развиваются по сценарию: один не знает, другой молчит.
|
|