Ходят слухи, что все мы монашки
- А ВЫ правда журналистка?? - раздался за спиной девчоночий голос.
Быстро распространяются новости среди православных?, - удивилась я про себя, а вслух спросила: - Мысли читаете?
- ВРОДЕ того, - ответила бойкая девочка. - Уже уходите?
- Собиралась. Но если уж вы сами заговорили?
Шестиклассницы затрещали наперебой:
- Я в православную гимназию из школы перешла, мне здесь больше нравится, потому что учителя внимательней относятся, объясняют лучше.
- Нас ведь в классах мало, не как в обычной школе, да и мальчиков у нас нет. Хотя без них скучно.
- Зато на уроках никто не отвлекает и за косички не дергает!
- А в Бога вы верите? - едва сумела я прервать поток информации.
Трещотки замолкли. Потом замялись: да, мол, как же иначе. Одна, подумав, произнесла: "Когда веруешь, другим не обязательно об этом знать?.
Какая часть речи слово "молитва"?
ИРКУТСКАЯ православная женская гимназия была открыта в 1996 году 21 сентября - в день Рождества Пресвятой Богородицы. Сейчас в здании бывшего Владимирского храма не просто обучаются, а проводят большую часть дня около трехсот девочек.
По словам завуча, воспитание достойного человека есть главная задача гимназии. "Развитие, воспитание и образование, - объясняет Нина Викторовна, - три составляющие в формировании личности". Физическому развитию в гимназии (даром что православная) уделяют столько внимания, что любая мирская школа позавидует. Уроки физкультуры - само собой. Да и за пределами спортзала педагоги не поленятся сделать замечание ссутулившейся ученице - девочек особо учат следить за осанкой. Во второй половине дня для всех желающих ведется хореография, есть танцевальная студия, где девочки готовятся к выступлениям на конкурсах и концертах. Еще девчонки посещают бассейн, пьют фиточаи.
Что касается образования, то, как и во всех учреждениях, носящих статус гимназии, здесь углубленное изучение предметов. Правда, гимназистки склонны к гуманитарным наукам. Десятиклассницы поделились со мной планами на будущее: истфак, филфак, а про подругу, что спит и видит себя студенткой математического, так и сказали: "Она у нас особенная, таких в гимназии единицы". Зато выпускницы, нынешние студентки истфака, приходят в гости и рассказывают о том, что учиться им совсем не трудно: многое из того, что дают на лекциях, уже знакомо.
Наряду с основными предметами, которые обычно изучают в лицеях и гимназиях, в расписании стоят дисциплины духовные. Уже в начальных классах девочек знакомят с Законом Божьим. Первый год обучения - первые шаги к православной вере, второклассницы изучают жития святых, в третьем классе переходят на более сложный уровень. Ветхий и Новый Заветы, катехизис, история церкви, православная этика, православная семья, история религий - этому обучают батюшки. "Мирские" предметы ведут обыкновенные учителя, только верующие. Поэтому на любом уроке чувствуется религиозная основа, и учитель русского языка легко может дать для разбора предложение "Молитва матери со дна моря поднимает". Даже кружок рукоделия, вернее, целый центр "Барышня", не дает забыть, в стенах какого заведения находишься. Воспитанницы шьют салфетки, прихватки, принадлежности для церковной утвари. Старшеклассницы занимаются золотым шитьем, младшие - вышивкой. Когда я заглянула в кабинет рукоделия, девочки из 4 Б вышивали венчальные полотенца, и, судя по сияющим личикам, занятие им было по душе. "Нравится, очень интересно!" - ответили хором. А потом рассказали, что они готовят приданое. В день венчания полотенце кладут под ноги молодым, оно символизирует единение. Такое полотенце нужно хранить вечно.
Кроме того, здесь преподают церковное пение, чтобы подготовить детей к литургии. Девочки поют и читают в церковном хоре.
И воспитание здесь на старинный манер. Гимназисток держат в строгости. "По лестницам бегать не разрешают", - посетовала одна малышка. Не разрешают гимназисткам еще много чего: начинать урок без молитвы, краситься, ходить без формы и сменной обуви. Неброские платьица, сарафаны или юбочки (обязательно ниже колен!) заказывают в ателье сами родители, поэтому классы в гимназии можно отличить по форме. Переоденутся девочки с утра и скорее в актовый зал на общую молитву. После здесь же зачитывают план на день, а по итогам прожитого дня кого-то хвалят, кого-то ругают. Гимназистки должны каждое воскресенье ходить на службу в храм. Контролировать всех невозможно, воспитатели надеются на то, что девочки хорошо уяснили Закон Божий об обмане. Накануне церковного праздника девочки знакомятся со специальной литературой, изучают все об этом празднике.
- Даже ученицы младших классов знают, как вести себя в церкви, - рассказывает воспитатель Виктория Ивановна, - как свечку поставить, что при этом сказать.
Младшие классы посещают церковь в сопровождении воспитателя (с воспитателями девочки проводят вторую половину дня. - Прим. авт.), старшие самостоятельно.
Записывают детей, а "учатся" всей семьей
ДЛЯ православных родителей, как они сами считают, женская гимназия лучший вариант для их чада. Например, Ира, которая обучается в гимназии всего несколько месяцев, призналась, что в обычной школе чувствовала себя неуютно, но как только родители узнали про женскую гимназию, сразу перевели ее сюда, чему сама Ира очень рада. Часто в гимназию обращаются семьи не воцерковленные, которые приняли веру, но в церковь ходят нечасто. Или вовсе некрещеные. Но в гимназию принимают только крещеных детей, и многие родители крестятся вместе с ними, заявляя о своем желании приобщаться к православию вместе с ребенком.
- И, конечно, любые родители в первую очередь хотят уберечь своих девочек от разврата, хотят, чтобы из них получились образованные, добропорядочные девушки, - убеждена Нина Викторовна.
Некоторые родители в самом деле просят принять дочь, веря, что здесь на нее окажут положительное влияние. Другие переводят сюда ребенка, потому что из-за своего, пусть даже небольшого, физического недостатка в обычной школе ему учиться сложно. Надо признать, что в гимназии девочки и впрямь отличаются от сегодняшних школьниц не только большей дисциплинированностью, но и некой просветленностью, что ли. И все-таки, прежде всего, они дети, и все они очень разные. Некоторые ленятся, некоторые не выдерживают дисциплины?
- Здесь непросто учиться, многие уходят. Вот нас с первого класса трое и осталось, - кивает моя юная собеседница на подруг. (Мы сидим в раздевалке, здесь девчонки, освобожденные от физкультуры, играют в пинг-понг или просто болтают. Стены увешаны памятками с иллюстрациями: упражнения для хорошей осанки, походки, на разные группы мышц. Невольно вспоминается акунинская Пелагия с ее школой для девочек.) - Особенно сложно на уроках церковного пения. Но что поделать, если хочешь здесь учиться, нужно во всем придерживаться устава гимназии.
Мальчики - по выходным и на каникулах
ДЕВЧОНКИ считают, что в гимназии все же лучше, чем в обычной школе. Но главный плюс видят в образовании, что на порядок выше школьного, о вере - ни слова. Хотя они вовсе не огорчены тем, что школу нужно посещать без макияжа и в форме.
- Тем лучше для нас, - говорят, - не отвлекаемся на посторонние вещи, сконцентрированы на учебе, не приходится хвастать друг перед другом новыми нарядами, да и мальчиков у нас нет.
- И вне гимназии нет?!
- Ну, - начинают мяться девчонки, - на что, по-вашему, вечера, выходные и каникулы? Общения с парнями нам за пределами гимназии хватает. Да и в гимназии. Вы же не думаете, что мы головы от учебников не поднимаем? Вечера всякие, КВНы - это как в обычной школе. Раз курсантов ИВАТУ приглашали. Хотя лучше бы этого не делали!!! Они такие? (У меня в голове вертится словечко "тупые", но девчата выражаются более дипломатично.) "В общем, с ними поговорить не о чем.
- Я, например, в основном общаюсь с парнями старше себя, со сверстниками мне неинтересно, - говорит Маша. - Только, знакомясь, на вопрос, чем занимаешься, обычно отвечаю, что учусь "напротив семьдесят второй школы".
- Почему? Неужели стесняетесь?
- Дело не в этом. Просто я хочу, чтобы понравившийся мне парень узнал, кто я такая, что из себя представляю. А так о нас ходит мнение, будто все монашки.
Мне ужасно хочется задать девчонкам вопрос по поводу веры в Бога. Но осекаюсь, как только слышу фразу: если тебе не дано проповедовать, то на каждом углу о том, что ты верующий, кричать не надо. Понимаю, что они не станут обсуждать со мной свою веру или неверие. Многие девочки, покидая гимназию, в круговороте дней отходят от веры, другие же, напротив, стараются приобщить к вере других, хотя признают, что сделать это очень сложно.
После экскурсий по классам, после беседы в раздевалке спускаюсь по лестнице в холл. ?Ну, ты, корова!? - взрывает тишину возмущенный детский голос. Внизу подбоченившись стоит девчонка лет 10-12 и "разбирается" со сверстницей. "Тише девочки, нехорошо так кричать", - пытается урезонить буянок подошедший воспитатель. "А... а чего она... они... - голос задиры срывается на плач. - Мы книжку в классе нарисовали про притчу, а они ее облажали-и-и!"
И все-таки они самые обычные дети!
|
|