Второе рождение Тербрюггена
КОГДА художник пишет картины, он никогда не задумывается над тем, какое будущее их ожидает. Одни признаются шедеврами и хранятся в музеях или частных коллекциях. Другие "умирают" в безызвестности. Такая участь - кануть в Лету - ждала работу голландского художника Хендрика Янс Тербрюггена "Увенчание Христа терниями". Но все обернулось иначе.
- КАРТИНЕ Тербрюггена с момента появления в Иркутске очень повезло, - считает Татьяна Огородникова, заместитель директора Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. - Пройдя до этого долгий и нелегкий путь бытования, о перипетиях которого мы можем только догадываться, картина потеряла имя творца и, казалось, была обречена на полное забвение... В 1948 году она появилась на выставке в Эрмитаже как произведение неизвестного итальянского художника.
Через два года, то есть в 1950 году, Художественный музей приобрел "Увенчание Христа терниями". Директор музея Алексей Фатьянов загорелся идеей установить авторство полотна, послал фотографию в Эрмитаж с просьбой определить автора работы. Специалисты выяснили: "Ни в одном музейном каталоге (ни в Германии, ни где-нибудь еще) картина, подобная вашей, не числится". Убедиться в том, что полотно действительно принадлежит кисти Тербрюггена, сотрудник Эрмитажа смог в 1968 году, когда приехал в Иркутск.
Но почему картину Тербрюггена, голландца по происхождению, приняли за работу итальянского художника? Дело в том, что ему были близки творческие принципы итальянского живописца Меризе да Караваджо, чье искусство он изучал в Италии.
Как известно, время безжалостно даже к шедеврам. "Увенчание Христа терниями" было написано в начале 1620-х годов. Картина срочно нуждалась в реставрации. В 1990-е годы ее направили в Государственный Эрмитаж. Девять лет шедевр восстанавливала Тамара Чижова, реставратор высшей категории. По ее словам, картина была в крайне ?тяжелом состоянии?. Толстый слой лака, очевидно нанесенный в начале прошлого века, сковывал живописный слой. Старый авторский холст ?украшали? прорехи. Не один год специалист терпеливо устранял нанесенные временем и прежней реставрацией ?раны?.
Нечасто судьба бывает так благосклонна к исследователю. ?Увенчание Христа терниями? стало вторым полотном в отечественных музейных собраниях: первое - ?Концерт? - принадлежит Эрмитажу.
|
|